Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
«Я - вертолетчик». Часть вторая
twower


Продолжение интервью с пилотом армейской авиации, имеющим опыт полетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н.

*****

Ми-28Н

- В войсках прозвище вертолету уже придумали?

- Кто «Микки Маус» его называет, кто «Крыса». Потому что если на него спереди посмотреть, то двигатели как уши выглядят. Но устоявшегося названия пока нет.

- Вы уже говорили, что на «28-й» было трудно переучиваться. Сколько по времени на это требуется?

- Теория – два-два с половиной месяца. Шесть дней по три пары в день. Сидишь, пишешь конспекты. Если с полетами, то до трех месяцев.

- Учебной версии Ми-28Н пока нет, но может Вы слышали о ней какие-либо новости?

- Говорят, что «убэшка» уже есть в Торжке, ее начали обкатывать. Понятно, что в войска она еще не скоро пойдет.

- Что случилось с Ми-28Н на «Авиадартсе» в августе этого года?

- Причина уже известна, информацию нам довели, но ее я озвучивать не буду. Кто знаком с вертолетной авиацией не понаслышке, тот по видео катастрофы поймет причину, она очевидна.

- Первая информация была, что произошел отказ гидросистемы.

- Нет, дело не в этом. Был отказ техники, но дело не в гидросистеме. Вины летчика нет. Ждите официального заключения комиссии.

- Один из наиболее часто задаваемых вопросов: надвтулочную РЛС доделали?

- Наверно, этот вопрос стоит переадресовать заводчанам, которые ею занимаются. У нас пока ее нет, но обещают на Ми-28НМ поставить уже.

- Что можете сказать о качестве тепловизора?

- Лучший - на «28-м». На Ми-35М тоже, в принципе, нормальный, хорошо работает.

- Какова дальность обнаружения целей с помощью тепловизора?

- 6-8 километров, может и дальше. Это зависит от контрастности цели.

- Качество изображения приемлемое?

- Да.

- Если сравнивать его с «Апачем»? Роликов в сети много, думаю, видели их.

- У «Апача» лучше, конечно. Это общепризнанно. Но я бы не сказал, что у нас прямо совсем плохо по сравнению с ним. Нет, нормально, можно разглядеть, можно найти цель. Разница в том, что у них картинка более четкая.

- Много вопросов было задано по вооружению вертолета. Например, такой: «Насколько автоматизировано использование ракеты «Атака» с радиокомандным наведением на Ми-28Н? В интернете есть ролик, где иракский Ми-28Н стреляет и не попадает в цель, хотя цель удерживается прицельным комплексом.»

- Вопрос к оружейникам, которые обслуживают этот вертолет. Там очень сложная система, которая требует тонкой настройки. Может там сила луча слабая, луч не туда смотрит от оси прицеливания вертолета. Все вопросы тут исключительно к обслуживающему персоналу, все ли они правильно настроили.

- Часто ли происходят срывы ракеты при проводке по лазерному лучу? Были ли случаи срыва наведения управляемых ракет из-за дымового следа?

- Нет, из-за дымового следа срыв произойти не может. Ошибка может быть в действиях летчика-оператора. На Ми-24, когда стреляли с помощью прибора наблюдения, состоящего из системы зеркал, то при попадании в дымный след от ракеты - а дым пойдет на тебя - просто не надо дергать элементами управления этим лучом. Когда дым пройдет, то марка спокойненько накладывается на цель, и ракета попадает куда надо. Тоже самое и на Ми-35М. На «28-м» еще проще, потому что у него система привязки идет в автоматическом режиме: даже если цель попадет в дымный след, то машинка автоматически марку доводит.

- Для противотанкового комплекса «Штурм-ВМ» были разработаны ПТУР 9М120-1 и 9М120-1Ф с дополнительным лазерно-лучевым каналом наведения помимо стандартного радиокомандного. Есть ли подобные ракеты в частях и применяются ли они на учениях с вертолётов Ми-28Н?

- Есть только на новых сериях «28-х».

- Удовлетворяет ли кучность пушки 2А42 на вертолете? Есть ли с ней какие-либо проблемы из-за большой отдачи?

- Сам пока не стрелял, но по разговорам сослуживцев – точная. Если машинка считает хорошо в автоматическом режиме прицеливания, то куда навел, туда она и бьет.
Машинка проблемы отдачи устраняет.

- Можете сравнить точность и кучность пушек Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н? Как ведут себя машины при стрельбе из этих пушек?

- Поточнее будет пушка «28-го», потому что стрельба ведется в автоматическом режиме. У Ми-35М пока некоторые проблемы со стрельбой в автоматическом режиме, иногда машинка ерунду показывает. Ну, а в ручном всё зависит от качества собственных расчетов по стрельбе, насколько точно всё рассчитаешь, настолько точно и попадешь.
Касательно поведения машин при стрельбе из пушек. На Ми-24П отдача очень хорошо чувствуется: если дать среднюю очередь, можно потерять порядка 20-30 км/ч от скорости. Если длинную, до «последней железки», то потери будут до 50-60 км/ч. Машина сильно клюет вперед. На Ми-35М отдача уже слабее, можно сравнить со стрельбой из пулемета на Ми-24В: нажал, что-то улетело, ничего особенного не чувствуешь.

- Какова сравнительная эффективность пушек ГШ-23 и ГШ-30?

- Чем калибр больше, тем эффективнее. Мы, когда на Ми-24 летали, то «тридцатку» в шутку называли «высокоточным оружием». Эта пушка действительно как высокоточное оружие на вертолете: если правильно прицелился, то снаряды полетят точно в цель. ГШ-23 тоже не плохая пушка, тем более, что она, в отличие от «тридцатки», стоит на подвижной установке.



- Реальная дальность применения пушки по ростовой цели?

- Я понял откуда читатели взяли этот вопрос: из наземной практики, где стреляют из автомата. Но у нас все по-другому. У нас базовая цель – это мишень типа танк, либо площадная. Обычно стреляем с километра, с тысячи метров при визуальном прицеливании. Можно и с большей дальности. «28-е» могут и с двух тысяч стрелять и больше, потому что им с такой дальности позволяет вести огонь их прицельная станция. Если же стрелять визуально, в ручном режиме, то тут уже все зависит от того, насколько ты хорошо видишь цель. С двух километров с пушки бить, конечно, не особо удобно и малоэффективно, лучше НАР.

- Можно привести для примера какой-нибудь норматив по стрельбе?

- Если стрелять 20 снарядами в одном залпе на дальность в полтора километра, то для получения оценки «отлично» требуется попасть тремя снарядами в цель. Цель – это БМП, танк. Попасть требуется не где-то рядом, а прямо в цель.

- Эффективна ли стрельба по танку из малокалиберной пушки?

- Можно пострелять, больше, конечно, на удачу. Я не скажу, что у нас прямо где-то написано, что с пушки надо стрелять по танку, но почему бы нет? Верх у него не такой бронированный, если в район двигателя снаряд прилетит, то пробьет.

- Есть упражнение для поражения групповой цели типа «пехота противника»?

- У нас есть стрельба по наземным целям, а это могут быть и площадные, и самолеты на стоянках, и танки, БМП на марше.

- На Ми-28Н имеется какая-либо система управления боем с оперативной обстановкой на карте, внешним целеуказанием, передачей местонахождения противника от других подразделений «на лету»?

- Создатели вертолета предусмотрели такую систему, но она пока повсеместно не используется. Но на учениях эксперименты уже проводились. Считаю её очень полезной и необходимой.

- С появлением Ми-28Н тактика применения вертолетов изменится? По типу американского «Апача»: работа с висения, управляемыми ракетами.

- Да, работа пушкой с висения, управляемые ракеты пускать с него же. И с «35-х» с висения пускали уже. Больше на висении работать стали, именно пушкой. На Ми-24 этого сделать было нельзя, потому что пушка была жестко закреплена и для ее поворота приходилось поворачивать всем вертолетом. НАР пока с висения стрелять нельзя.

- Выходит, что застарелая проблема с НАР так и не решена?

- Да, есть недоработка. Ракеты очень дымные, есть опасность, что дым попадет в двигатель, и он просто «чихнет». На машине стоит система защиты: при стрельбе НАР идет впрыск воды в двигатели, что увеличивает их мощность и компенсирует попадание дыма. Но эта система работает только при поступательном движении вертолета, на висении же двигатель может спомпажировать.

- Это обещают исправить?

- Пока ничего не слышно. Вероятно, что-то надо менять в двигателе ракет. Но когда их заменят, если еще старых НАР много?..

- «28-й» в боевых вылетах участвовал?

- Да, участвовал и участвует частенько. В КТО тех же.

- Были случаи обстрела с земли?

- Нет.

- Какая погода для Ми-28Н считается нелетной?

- Туман, например, грозовые явления, шквальный ветер, сильное обледенение.

- Но у «28-го» в этом плане возможности повыше, чем у Ми-24?

- Нет, такие же. Все зависит от уровня подготовки летчика. Всегда прописывается в инструкции минимум вертолёта, при котором он может летать. По нижней границе облаков и по полетной видимости. То есть, способность его систем зайти в данных условиях на аэродром. И, естественно, нужно учитывать данные аэродрома – способен ли аэродром в таких-то условиях принять этот тип машины. А дальше все зависит от мастерства летчика, от уровня подготовки, есть ли у него допуск к полетам именно в таких условиях. У нас есть, например, «в простых условиях» допуск. «200 на 2» – высота нижней границы 200 метров, видимость 2 километра. «100 на 1», соответственно, нижний край 100 метров, видимость – 1 километр. И «70 на 1» еще есть – нижний край 70 метров, видимость – 1 километр. Все зависит от летчика.

- Что хотелось бы доработать или дополнительно иметь на Ми-28Н?

- Хм… Наверно, чтобы просто вылечили все детские болезни машины. Вертолет от серии к серии все надежнее становится, но хотелось бы, чтобы уже довели до конца пооперативней. Например, раньше была проблема с редукторами. Очень грелись, был плохой обдув, плохое охлаждение масла. Доработали. Перегреваться перестали.

- По вооружению пожелания есть?

- Нет. В принципе, вполне всё нормально по вооружению. Боевая нагрузка у него практически аналогична Ми-24, Ми-35М. Тот же принцип: два блока НАР. Но можно и четыре повесить. Движки позволяют тащить такую нагрузку без особых ограничений в пилотировании. У пушки может хотелось бы боекомплект побольше… Двести пятьдесят снарядов маловато.

- Сколько надо?

- Хотя бы пятьсот.
Кстати, вспомнил, что еще бы хотелось доработать на Ми-28Н: управление лучом и линией визирования ракет. На Ми-24 и Ми-35М стоят так называемые «рога», которые более привычны летчикам. И они более точные, более плавные. На Ми-28Н стоит кнюпель круглый на ручке, где всё зависит от силы нажатия: чем сильнее давишь, тем быстрее поворачивается. Из-за этого в полете, во время тряски очень тяжело добиться плавности поворота. Конструкторам об этом говорили, они отвечали, что тоже есть идеи доработать этот момент.



Ка-52

- С Ка-52 доводилось иметь дело?

- У меня была возможность начать летать на этом вертолете, но в итоге решил продолжать изучать ту машину, которую незадолго до этого начал осваивать. Просто не хотелось скакать с одной машины на другую, так толком и не освоив предыдущую. Но мне было бы интересно освоить и Ка-52. По рассказам тех, кто на них пересел, ну, это всё: детские восторженные лица, улыбки, удовольствие такое, будто в детстве дали автомат настоящий подержать.

- Имеет ли смысл сосуществование двух разных типов вертолетов в подразделении? Я говорю о Ми-28Н и Ка-52.

- Имеет. «Кашка» более приспособлена для полетов в высокогорье, менее чувствительна к влиянию внешних факторов, например, того же ветра. Нет у нее режима самопроизвольного вращения влево, когда с рулевым винтом что-либо случается, когда производится посадка при попутном ветре, и рулевой винт не может зацепиться за воздух, когда мощности двигателя не хватает.

- Похожий вопрос: имеет ли смысл существование пары Ми-28 и Ка-52?

- Нет. Он же был задуман, как целеуказатель, вот так и будет его правильнее использовать. Тем более пара «52-х» способна выполнять те же задачи. Не вижу смысла скрещивать два разных типа, маневренность и техника пилотирования разные.
*****

Часть первая
Часть третья


Избранные записи из этого журнала

  • «Я - вертолетчик». Часть первая

    Интервью с пилотом армейской авиации, имеющим опыт полетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н. ***** - Что побудило Вас выбрать летную…


промо twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Разместить за 200 жетонов
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
А где и сколько обучают на оператора вооружения? Каковы вообще мотивы идти не в пилоты, а в операторы? Может ли оператор в кратчайший срок переучиться на пилота?

Лётчик(штурман)-оператор выпускник военного училища, в последующем, если попрется,станет командиром,либо по штурманской линии

Кнюпель? Представил 8 позиционную хатк на джое:)

Спасибо ждем продолжения.

Чукча не писатель, чукча читатель.
Спасибо вам за ваши материалы.

интересный материал. спасибо.

Спасибо! Очень интересное интервью.

Спасибо! Очень интересно.

Огромное спасибо. Ну как после этого блог не поддержать?

Спасибо!
В последних двух вопросах пары как-то уж слишком похожи друг на друга. Не опечатка?

Нет, в первом вопросе речь о матчасти авиабазы: нужны ли им разные типы ударных вертолетов. Во втором: могут ли летать разные вертолеты в паре друг с другом. То есть, речь не о полетах Ка-52+Ка-52 и Ми-28Н+Ми-28Н, как в первом случае, а Ка-52+Ми-28Н

Спасибо! Профану сразу не понять было.

А тогда какой смысл существования двух типов вертолётов в одном подразделении? Обслуживание сложнее. Горы-предгорья?

Спасибо, весьма познавательно.

Спасибо за интервью. Странно что не стреляют по целям имитирующим пехоту. Думаю там есть свои нюансы. В нынешних реалиях именно пехота является наиболее вероятной целью, тем более для пушки.

Спасибо. Много нового. Многое лучше, чем ожидалось. По тепловизорам ждал худшего отзыва.

Можно материалы по верталетам уташить к себе?

В ЖЖ? Ставьте ссылку и никаких проблем

Большое спасибо. Очень интересно.

Хорошая статья.Когда рассказывает профессионал всегда узнаешь много нового.

Спасибо за обширное вью. Много нового и интересного. Утащил к себе. ) Был бы цикл вью с другими специальностями/другими войсками, было б ваще супер!!!

  • 1
?

Log in