Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Священники-воспитатели
twower
Из выступления Бориса Михайловича Лукичёва, начальника Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации, в программе "Военный совет":

... институт военного духовенства армии и флота, современной армии и флота, он сформировался спонтанно, добровольно, потому что военные священники, которые хотели бы помогать военнослужащим, сами приходили в армию и предлагали свои услуги, но формально решение было принято президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в июле 2009 года по инициативе лидеров традиционных религиозных объединений России – патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, были также муфтии Талгат Таджуддин и Гайнутдин, а также представители еврейской и буддистской деноминации Российской Федерации/

... Церковь существует объективно. И государство существует объективно. И это заставляет их строить отношения. Интересы верующих как граждан России – государство защищать. Один из принципиальных интересов верующего – это право на вероисповедание или не исповедание никакой религии, или же вероисповедание той религии, к которой он привержен. И государство по конституции обязано это право защитить. И в данном случае эту обязанность она выполняет в армии, то есть организует институт военных священников. Церковь ничего не хочет от государства, кроме одного – чтобы она могла свободно существовать на территории нашего государства.

... я часто встречался с такими людьми, [которые говорят] что вроде священников вводят вместо воспитателей, что те не справляются со своими задачами. Здесь есть такая философская максима – пусть это не означает вместо того. То есть у нас существует в армии институт офицеров по работе с личным составом. И их никто не собирается упразднять. Более того, как кажется, этот институт будет укрепляться, и в ротном звене будут офицеры по работе с личным составом. Но это часть работы только с военнослужащими. Они занимаются вопросами культуры, досуга, дисциплины, двусторонние взаимоотношения, и так далее. Обеспечение морально-психологического состояния личного состава в мирное время и обеспечение в военное время. Но это только часть работы в человеком. Души вообще-то здесь нет. А душа – это присуще человеку. И спасением души занимается священник. Он и в армии тоже священник. И занимается своим прямым делом – спасением души. Но есть специфика армейской службы, которая, вообще-то говоря, то есть таким образом работа священника объективно работает на обеспечение военных задач и не противопоставляет друг другу, они будут совместно согласно работать.

... Например, в Дагестане, в Каспийской воинской части, стоит… у них там до 60% людей, исповедующих ислам, остальные христиане. В центральной полосе, в центральном военном округе в основном превалирует количество православных или традиционно православных людей и небольшое количество мусульман. Но мы не чувствуем, что существует какая-то межконфессиональная проблема, которую нужно срочно бежать, тушить пожар и разрешать. Как действует военный священник в этой ситуации? Как правило, это будет православный священник. Но мы тщательно подбираем людей. И он должен понимать, куда он идёт. И он должен понимать, что у него, допустим, 20% мусульман. Как действует, например, военный священник Евгений Нафиков, который работает в авиационной базе в Канте. Там у него лётчики, полёты и так далее. Но среди обслуживающего персонала есть военнослужащие срочной службы, из них определённое количество мусульман. Он как священник, который правильно действует, не пытается их перевести в веру православную, а понимает, что это мусульмане, и им нужно помогать. С командиром договаривается, берёт автобус и везёт их в Кант на определённое время, если это возможно по службе. И там у него есть договорённость с имамом, который, грубо говоря, так разговаривает, как надо.

... Нет, в армии не будет ни попытки нести миссию, то есть проповедовать одну религию в ущерб другой, ни попытки перевести из одной религии в другую, ни дискриминации. То есть православные – в храм, остальные – копать отсюда и до вечера. Такого не будет.


Об оплате: ... Он [священник] заключает договор с командиром части. Но с разрешения министра обороны. Сейчас это так ситуация идёт. Министр берёт на контроль поручение президента. Да, когда есть благословение министра, грубо говоря, он заключает договор с командиром части, и в этом договоре оговаривается его денежное содержание. По 555-ому приказу министра обороны это 10 000 рублей в месяц. И к этим 10 000 прибавляется за сложность службы, за военный коэффициент. Если у него есть выслуга, если батюшка когда-то служил, мы стараемся и таких тоже привлекать, которые в своё время служили в армии, чтобы он знал, куда идёт, то вот эта выслуга лет армейская тоже как-то влияет на получку. И так далее. То есть… это набирает 25000 рублей в месяц.

... священник он и есть священник. Он окаймляет людей, люди бывают ему благодарны. Может, они какое-то ему пожертвование выдают, но это уже, как говорится, он может использовать и для облачения…

... мы хотели бы прежде всего, чтобы в армии служили люди, которые готовы и способны работать в этих сложных условиях. И как правило, мы сейчас стараемся взять тех, кто 5-7 лет взаимодействует, реально работает. Таких очень много. Стоят гарнизоны, стоят храмы и батюшки взаимодействуют уже много лет. И мы стараемся из числа этих людей, которых командир знает, пригласить их на работу. И как правило, мы хотим, чтобы командир ходатайствовал, к нам приходило в управление ходатайство от командира через главное управление по работе с личным составом, что ходатайствует о назначении такого-то священнослужителя на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими.
... Должно быть ещё ходатайство со стороны церкви. Я приведу пример мусульман, например. Вот, для назначения на должность начальника отделения в Южном военном округе. Там у нас имам Ильдар Карибулаевич Синдикаев работает такой. Его представлял Талгат Таджуддин, муфтий центрального духовного управления мусульман. Представлял министру обороны. И министр обороны смотрит – с одной стороны, есть представления военные, с другой стороны, церковь или духовное управление мусульманами рекомендует, и тогда он принимает решение. «Согласен». И его там командующий округом своим решением принимает на работу. То есть по линии церкви, по линии духовного управления мусульман. Или по линии буддистской традиционной сангхи России, если речь касается буддистов, они являются священнослужителями и полностью подчиняются всем уложениям, всем требованиям священноначалия и другим моментам, которые связаны с религиозной службой, и в этом смысле они независимы. В смысле договора там всё оговорено, какими делами он занимается, и он должен выполнять эти вещи.

... В особый период, так мягко скажем, священнослужитель, как правило, в старой русской армии находил своё место возле медицинского пункта, возле санчасти, там, где раненых приносят, там, где нужно утешить, проводить, психологический какой-то стресс снять, а если человек умирает, вот, допустим, просто касаться если православной веры, как это было в царской армии, человек провожал, причащал, если мог, это очень важно было для верующего, потому что ища утешения перед смертью, он страшно боялся этого, но это не половина дела. Если он проводил человека, похоронил, если его похоронили, хотя бы какой-то молебен совершил при отпевании, он родителям писал и говорил – ваш Иван – православный, я его проводил, причастил, он похоронен по-нормальному, не валяется где-то посреди дороги и вороны не клюют его. И это было утешение тем, которые получили эту весточку о том, как кончил свой путь солдат российской армии. Вот примерно в таком же аспекте задачи будут стоять у священников в особые периоды. Они, как правило, будут занимать место где-то в районе, вот, оказания помощи – психологической помощи, медицинской помощи, сами должны уметь перевязывать, и так далее, все эти вопросы решать. Может быть, командир эти задачи поставит – посетить отдалённый какой-то участок или ещё что-то, поддержать ребят психологически, но в принципе задачи будут примерно вот такие.

... Я отвечаю за работу в армии и на флоту. Поэтому я просто в данном случае выступаю убеждённым сторонником того, что мы обязаны сформировать институт военных священников в армии и на флоте. 240 должностей введены.


Если Лукичев не ошибся, то опять введут должность помощника командира роты по воспитательной работе. Надеюсь, что на сей раз это будет реально работающий офицер, а не просто лишний человек, который будет ходить в наряды и время от времени замещать ротного.

промо twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Разместить за 200 жетонов
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Вместо замов "по воспитательной работе" надо замов "по оперативной работе", которые еще и контакт с местным населением будут устанавливать

Контакт с местными нужен лишь в некоторых специфических регионах

Ну а какие проблемы в Иваново могут быть, чтобы необходим был специальный офицер по контактам с местным населением? На Кавказе - согласен, и то не везде.

Армия должна быть частью народа. Без контактов с местными никак. Ну и надо квалификацию поддерживать))

"благословение министра" - это пять! Теперь будем ждать приказы батюшки по части.

Сразу видно, что деятель церкви говорит :)

"опять введут должность помощника командира роты по воспитательной работе"
С 2002 по 2005 такая была. Не всегда и везде на неё находились офицеры, но по штату была. А что, после отменили?
Кстати, я за свою службу не помню, пожалуй, ни одного замполита, который бы занимался своими прямыми обязанностями, т.е.
воспитательной работой. Возглавляли ИРД, колонны, рабочие команды в парке, на полигоне и т.д. Этакий офицер на подхвате, занимающийся тем, на что других замов его уровня не нашлось.

Эту должность в конце 2008-го убрали. И да, сколько помню данный офицер всегда был именно что "на подхвате".

Да, когда есть благословение министра, грубо говоря, он заключает договор с командиром части, и в этом договоре оговаривается его денежное содержание. По 555-ому приказу министра обороны это 10 000 рублей в месяц. И к этим 10 000 прибавляется за сложность службы, за военный коэффициент. Если у него есть выслуга, если батюшка когда-то служил, мы стараемся и таких тоже привлекать, которые в своё время служили в армии, чтобы он знал, куда идёт, то вот эта выслуга лет армейская тоже как-то влияет на получку. И так далее. То есть… это набирает 25000 рублей в месяц.

Денис, вроде взрослый, повоевавший.

у нас в ПОГО в роте как ни странно зам по воспитательной таки занимался тем,чем был должен

Вот это-то и странно :)) Обычно же наоборот - чем угодно, но не воспитанием.

Хорошое интервью. Все по делу.
Бог в помощь в реализации.

вроде церковь у нас отделена от государства? откуда и зачем тогда штатные священники в армии?

Если вы прочитали текст, то должны были увидеть ответ, как он видится священнослужителю.

мнения священнослужителей мне известны, интересует правовая сторона вопроса. насколько это конституционно, россия ведь светское государство.

а вы сами не задумывались? интересная тема для размышления.

Я уже не раз высказывался, что к любым религиям отношусь без симпатии, т.к. сам - атеист. Дать же юридическое толкование происходящему (законно/незаконно) не могу, поскольку юристом не являюсь.

25 тыр бюджетных, т.е. и из моего кармана. *240 шт. = 72 млн.руб. в год.
На развитие тупости и мракобесия.
Хотя да, это именно то, что нам сейчас действительно нужно.
А то ишь, распустились: 400-коечная провинциальная больница в год на лекарства тратит столько же.
Ну, или ребенку какому-то, вшивому, на операцию в Германии давеча собирали: 1,2 млн., что ли. 60 таких можно бы пролечить у немчуры, раз своих мозгов нету. Да только тем, кто распоряжается нашими налогами, это баловство ни к чему.
"Юридическое толкование", да.

Попробую дать.
Таки, в соответствии со ст. 14 Конституции РФ "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
В то же время, в соответствии со ст. 28 Конституции РФ: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Таким образом, появление священников в армии является всего-навсего реализацией нормы ст. 28 Конституции РФ. Главное, чтобы не было "...ни попытки нести миссию, то есть проповедовать одну религию в ущерб другой, ни попытки перевести из одной религии в другую, ни дискриминации". Если будет дискриминация, то и будет нарушение закона.
Проведем аналогию. Я смотрю, сейчас во многих частях стоят терминалы для оплаты сотовой связи. Никого же это не возмущает, никто не говорит, что сотовая связь отделена от государства. Дело твое - хочешь плати через терминал в части, хочешь оплачивай иным способом, а хочешь вообще не пользуйся телефоном. Вот если командир части начнет в приказном порядке заставлять подчиненных пользоваться только терминалами, расположенными на территории части, то здесь будет нарушение закона.

_Религиозные объединения отделены от государства_
и
_240 должностей введены._
_набирает 25000 рублей в месяц_

Бюджетных, т.е. как раз государственных рублей.
Уж или крестик снимите, или трусы наденьте: а то у вас церковь так отделена от государства, что аж кормится за госсчет. То есть, с финансовой т.зр., является самой что ни на есть неотъемлемой государства частью, наподобие полиции или суда.

Вопрос был о юридической стороне дела. Я как мог объяснил. Светскость государства означает запрет на поддержание какой либо религии государством, либо на установление государственной религии. Светскость не означает запрета вступать государству в какие-либо отношения с религиозными организациями.
В США, например, светское государство закреплено в Конституции гораздо раньше, чем в России - аж в 1791 г. В то же время институт капелланов там действует. Так что с соответствием Конституции тут все в порядке.
А "надо-не надо" - это совершенно другой вопрос, я хоть и верующий, но однозначного мнения по данному вопросу не имею.

Еще раз: отделение церкви от государства прежде всего (да-да, "о чем бы с вами не говорили, разговор идет о деньгах" - для политики это особенно верно) означает, что государство не имеет право никоим образом, прямо ли, косвенно ли финансировать никакую церковь и/или конфессию. В том числе и платить клиру зарплату.
Кстати, вопрос с капелланами в западных армиях вовсе не так прост: достаточно сказать, что, будучи (но не обязательно) членами какой-либо церкви, они, являясь госслужащими, обязаны удовлетворять религиозные потребности всех военнослужащих вне зависимости от конфессиональной принадлежности последних. Что, разумеется, бред, - но в этих сферах иррационального вообще много больше, чем допустимо при нынешнем уровне развития научных знаний.

"означает, что государство не имеет право никоим образом, прямо ли, косвенно ли финансировать никакую церковь и/или конфессию."
- кто это вам такое сказал? ;) По-моему вы светскость путаете с атеизмом. Ни в Конституции ни в Законе "О свободе совести и религиозных объединениях" ничего такого нет. Кроме того, указанный Закон в ст. 18 прямо предусматривает государственную поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.


Я думаю, что обсуждать легитимность законов, принятых в России после определенной даты, здесь не стоит, - и уж точно нелегитимен закон, на который Вы изволили сослаться: перечень неких "традиционных религий" ничем не лучше перечня, скажем, "традиционных национальностей", а потому его существование есть повод для возбуждения уголовного дела в связи с явным и умышленным злоупотреблением властью, выраженном в нарушении равноправия граждан, кое зафиксировано именно в Конституции. Хотя даже в этом варианте толкование пункта о "поддержке" как "разрешения держать клир угодных государству конфессий на зарплате" носит явно расширительный характер.
Ну, и по смыслу: как раз Вы, как человек верующий, должны быть первым заинтересованным в реальном отделении церкви от государства. Мало того, что сегодняшнее положение, как любая власть, портит самое церковь, - оно еще и крайне ненадежно: сегодня МП РПЦ в фаворе, а завтра правитель поменяется, и в фаворе окажется кто-нибудь другой. Придется ведь на костер за веру-то, да - тот, другой, конкурентов не потерпит, а светская власть, коя реально только сжечь и может, теперь у него. И ваше сегодняшнее милосердие для него аргументом никак не будет.

Ну дык, если указанный Закон не легитимен, и не соответствует Конституции, то обращайтесь в Конституционный Суд.;) Я же исхожу из общеправового принципа - "разрешено все что не запрещено". Поддержка религиозных организаций государством не запрещена законодательством, а все остальное - это ваше понимание термина "светскость".
То что я верующий - это дело сугубо мое личное, в данном случае я исхожу из простой целесообразности. Поможет данная мера снижению уровня преступности военнослужащих - хорошо, не поможет - тогда нах

Охо-хо... Вы действительно думаете, что государство будет платить клирикам зарплату ради улучшения морального климата в казарме? Во-первых, нашему государству на этот наплевать: во-вторых, для этого есть куда как более действенные методы, причем как минимум в двух принципиально разных парадигмах: одна современная западная, другая прусская, 18-19 вв., и ни одна из них к каким бы то ни было религиям никакого отношения не имеет.
Стах Божий в армии внедряют с совсем, совсем другими целями. Раньше достижение этих целей обеспечивалось тем, то феодал делился награбленным с кондотьерами. С появлением нацгосударств все стало тоньше, тут-то церковники к делу и пришлись.

Я говорил и говорю о юридической стороне дела, а конкретно - о соответствии Конституции введения института священников в армии.
В спор о том, что данный институт будет использован для дальнейшего закабаления народа и армии я вступать не буду, извините...;)

(Удалённый комментарий)
то есть вы считаете, что у государства, в котором от силы 20% (это вместе с мусульманами) налогоплательщиков являются воцерковленными верующими, есть столь же объективная, как и в КАМАЗах, потребность в услугах священнослужителей?
то есть вы считаете, что через нормальный парламент в ситуации, аналогичной в этой части нашей сегодняшней, можно было бы провести соответствующую статью в бюджет?

"Никого же это не возмущает, никто не говорит, что сотовая связь отделена от государства"
Только вот сотовая связь оплачивается из кармана звонящего. а не из государственной казны.

Также государство отделено и от коммерческих организаций, занимающихся оказанием услуг в сфере общественного питания. Тем не менее сейчас получила распространение практика аутсорсинга, когда питанием военнослужащих занимаются сторонние коммерческие организации, за государственный, естественно, счет. Здесь не конституционный вопрос - здесь вопрос целесообразности.

Если бы государство считало РПЦ коммерческой организацией и брало соответствующие налоги, аналогия была бы умстной.

(Удалённый комментарий)
ну, арендуйте у армии землю по рыночной цене, поставьте на ней церковь, и торгуйте там своим "духоподьемным" товаром.
на том же принципе, что и терминал, то есть безо всякого принуждения со стороны командиров, - и да, если, скажем, сатанисты потребуют дать им рядышком точно такой же кусок земли на точно тех же условиях, то отказать им армия уже не сможет.
ибо антимонопольное законодательство.
вот тогда да, будет полная аналогия с терминалом.

Продажа свечек и прочей церковной продукции - в чистом виде коммерческая деятельность.

только в том случае, если их продажа нацелена на получение прибыли. У вас есть раскладка по себестоимости изготовления этих самых свечек? Ведь может получится, что церковь берет чисто себестоимость с 0 рентабельности или вообще себе в убыток торгует. В этом случае это никакая не коммерческая деятельность.

P.S. если чо - я атеист :)

Если коротко, то полностью конституционно.

  • 1
?

Log in