Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
ГЛОНАСС/GPS навигатор "Грот-М"
twower
Прошлым летом я у себя в блоге поднимал тему сравнения российских и американских навигаторов, используемых военными ведомствами двух стран. Через некоторое время на меня вышли разработчики российского навигатора и предложили показать свое детище и рассказать о нем подробнее.



На фотографии выше два ГЛОНАСС/GPS навигатора ОАО "НИИ космического приборостроения": справа - аппаратура предыдущего поколения 14Ц822 "Грот-М", слева - новый образец, который имеет то же название, что и предыдущий, - “Грот-М”, но является глубочайшей модернизацией младшего собрата.

Первый "Грот", выпущенный в 2003 году, состоит на вооружении российской армии, а также ряда стран Африки и Латинской Америки (меню навигатора имеет английскую, французскую и испанскую локализации) и произведен тиражом порядка 10 тысяч экземпляров. В наших вооруженных силах применяется, в основном, командирами артиллерийских подразделений, разведкой, горными стрелками и частями специального назначения. По штату его положено иметь и в мотострелковом батальоне, а также ротным тактическим группам, действующим в отрыве от основных сил.
Корпус навигатора изготовлен из цельного бруска алюминия методом фрезеровки, что обуславливало высокую прочность изделия, но одновременно значительно утяжеляло его (вес прибора составлял 800 граммов). Поскольку прибор первоначально предназначался только для определения координат и решения задач в артиллерии, то он получил маленький экран и не поддерживал отображение карт. Для удобства работы в сильный мороз, когда руки в перчатках, навигатор оснастили большими кнопками, которые очень нравились конечным пользователям - военным


В комплекте было два аккумулятора, которые из-за особенностей конструкции удлиняли корпус до 25 см








Поскольку время не стоит на месте и технологии идут вперед, предприятием в инициативном порядке была проведена глубокая модернизация навигатора, которая фактически привела к созданию абсолютно нового прибора, но под тем же названием - "Грот-М". Изделие получило новый 32-битный процессор ARM, большой цветной дисплей с разрешением 320х240. Кнопки были перемещены в верхнюю часть навигатора, поскольку именно при таком расположении прибор удобнее всего лежит в руке и нажатия на кнопки наиболее комфортны.


От сенсорного дисплея отказались, т.к. в условиях холодного климата и рук в перчатках он просто бесполезен.

Корпус стал пластиковым, источники питания обрели иное расположение.


Используются литий-полимерные батареи по 2500 мАч французского производства, т.к. отечественные производители элементов питания пояснили, что очень загружены заказами и не смогут поставить свою продукцию ранее, чем через несколько лет


Навигатор может работать и от одного блока аккумуляторов, но тогда время его работы снижается. Навигатор при температуре воздуха выше ноля градусов работает около 18 часов непрерывно, при максимально низкой температуре, на которую рассчитан (-30 градусов), - не менее 12 часов.
Кроме аккумуляторных блоков изделие может работать и от обычных пальчиковых батареек АА


Навигатор выдерживает нахождение под водой на глубине 1 метра в течение суток и может после этого работать.
"Грот" можно подключать к сетям с низким напряжением (от 10 до 30 вольт), что позволяет заряжать его от бортовой сети автомобилей и бронетехники. Заряжать блоки аккумуляторов возможно как в самом приборе, так и в отдельном зарядном устройстве.
На момент общения с разработчиками (август 2011) энергопотребление навигатора, производившегося по 130 нм техпроцессу, составляло 1.05-1.1 Вт (на пике работы до 1.2 Вт), но сейчас на сайте обновленные данные, что оно не более 1 Вт, а это значит, что состоялся ожидаемый переход на 110 нм техпроцесс.
Надо отметить, что энергопотребление устройств на базе ГЛОНАСС всегда будет больше аналогичных устройств на базе GPS, поскольку отечественная навигационная система использует более широкий спектр частот. Широкий канал тяжелее подавить средствами радиоэлектронной борьбы, но этот плюс разменивается на более высокое энергопотребление.

Навигатор может работать одновременно с 32 спутниками, что значительно повышает точность позиционирования. Она (точность) зависит от многих факторов (количество спутников, рельеф местности и т.п.) и для "Грота" составляет 10 м (режим работы, когда взаимодействие идет только со спутниками), что сравнимо с аналогичными показателями американского военного навигатора DAGR. Дифференциальный режим также реализован в отечественном навигаторе, что позволяет, используя базовые станции, увеличить точность позиционирования до десятков сантиметров.
"Грот-М" с внешней навигационной антенной. Антенна имеет магнит и может быть использована при движении в автомобиле


По желанию заказчика возможна установка слота под SD-карты флеш-памяти, но военные пока не просят о такой возможности. Внутренняя же память самого устройства составляет 256 мегабайт.
Любимый вопрос всех читателей мною был задан: "Чьего производства электронная составляющая навигатора?". Микросхема целиком разработана на предприятии, кроме ядра процессора, который закуплен по лицензии. Схемотехника цифровой части, топология - все отечественное, а вот физическое изготовление - Китай, Тайвань. Монтаж платы опять же происходит у нас. Дисплеи также закупаются заграницей, т.к. белорусские разработчики (альтернатива зарубежью) предлагают модели с большим энергопотреблением, весом и стоимостью.

Навигатор позволяет записывать маршрут и показывать его на фоне карты. Карты, маршруты можно заливать в прибор и снимать с него через интерфейс USB (порт для USB, RS-232 и RS-485 один, в комплекте идет разветвитель). В комплекте к изделию идет программное обеспечение, позволяющее конечному пользователю сопрягать навигатор с операционными системами на базе Linux и Windows. Предполагается, что при желании пользователь сможет устанавливать в "Грот" любые карты от сторонних разработчиков, используя специальный конвертер из комплекта программного обеспечения.
Навигатор может решать сервисные задачи, которые необходимы для нужд артиллеристов:
- по заданным координатам, расстоянию и азимуту определяются координаты точки, которую необходимо обстрелять;
- по заданным двум парам координат определяется расстояние и азимут между ними;
- по координатам двух точек и углу между ними определяются координаты третьей точки;
- измерение дирекционного угла и т.п.
Возможен пересчет долготы и широты в координаты Гаусса-Крюгера и обратно.

Пример меню навигатора
http://www.youtube.com/watch?v=ZJqufPkdYPQ


На данный момент ОАО "НИИ космического приборостроения" в инициативном порядке разрабатывает новую модель навигатора, который должен будет заменить носимый "Грот-М" и возимый образец 14Ц821 “Грот-В”, который сейчас используется на бронетехнике российских вооруженных сил.

UPD. За 2011-2012 гг заказчики приобрели не менее 4500 новых "Грот-М".

промо twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Разместить за 200 жетонов
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

Хм. Приятно удивлён.

Спасибо за информацию, Денис!

А купить его гражданским где-то возможно?

Попробуйте обратиться на предприятие, но поскольку это военный образец и крупной серией не выпускается, то его цена будет гораздо выше обычного гражданского навигатора.

"Кнопки были перемещены в верхнюю часть навигатора, поскольку именно при таком расположении прибор удобнее всего лежит в руке и нажатия на кнопки наиболее комфортны." - это открытие! Че же так телефоны не делают?

Потому что телефон гораздо меньше размерами, легче и в перчатках на нем в мороз и в бою не работают.
На видео четко видно, что при таком расположении кнопок как ни нажимай их - не уронишь.

Edited at 2012-01-23 08:28 (UTC)

Вполне годно. Фрезеровка из цельного алюминиевого блока - это не только вес, это еще и эпически дорого должно быть

Угу. Цельнолитые корпуса у нас чуть ли не одно предприятие производит.
Для снижения стоимости, в том числе, и перешли на пластик.

(Удалённый комментарий)
Бугога. Живо представляю себе реакцию набежавших хомячков.
Сейчас "эксперды" начнут сравнивать со своими iPhone 4, Garmin и Galaxy, типа дизайн и удобство не те ;)

Edited at 2012-01-23 08:46 (UTC)

И про элементную базу выть начнут. Типа, а вдруг война с Гонг-Конгом.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
С печалью вспоминаю свой первый "Эрикссон". Его можно было мыть под струей воды, а носить надо было в "кобуре" из толстой кожи.

Внешняя антенна - это большой плюс. Можно закинуть на крышу автомобиля при случае или вне здания закрепить, для лучшего приема бортов. Насчет экрана навигатора слева что-то тоже сомнения, при операциях с клавиатурой он будет закрываться рукой, коей манипуляции производят (если она еще в перчатке, тем более).

Так посмотрите видео - ничего там рукой не закрывается.

>Микросхема целиком разработана на предприятии, кроме ядра процессора, который закуплен по лицензии. Схемотехника цифровой части, топология - все отечественное, а вот физическое изготовление - Китай, Тайвань. Монтаж платы опять же происходит у нас.

Формоза в свое время так делала. Офигительные материки были, ящитаю.

Вот я с вами, как админ насчет формозы несогласен. Некоторые партии вошли в анекдот того времени: "как формоза борется с компьютерными вирусами? выпускает одноразовые материнки". Хотя некоторые партии показали себя очень даже.

PS Хотя если вспомнить такого производителя как Томато...

> Навигатор при температуре воздуха выше ноля градусов работает около 18 часов непрерывно, при максимально низкой температуре, на которую рассчитан (-30 градусов), - не менее 12 часов.

Неплохо, не знаю как там Айфоны и т.п, а LG P500 на Android не более 5 часов протянет, с батареей на 1500мАч

Ага, а Garmin GPSmap 62s с выключенной подсветкой может работать сутки от двух пальчиковых батареек...

Приятно почитать каменты к записи, пока она еще не вылезла в топ :)

Стремно, как-то с дагром сравнивать, он уже 7 лет как в войсках. Скоро замена будет.
По эргономике, общемировая практика все-таки дисплей над элементами управления. Просто, в СССР и России никогда толком ни уделяли внимания исследованиям эргономики интерфейсов.
Ну и последнее, "более широкий канал" сложнее задавить, если он модулируется и кодируется одинаково. Поэтому если сравнивать только ширину рабочего спектра сигналов GPS и ГЛОНАСС, и делать вывод что ГЛОНАСС тяжелее давить, бред сивой кобылы.
Так же порадовало: суперточный 32-канальный приемник!!! Они что собираются поймать все спутники сразу, даже которые с другой стороны земли???

Также не понятно какой уровень защиты и какое время холодного старта.

Edited at 2012-01-23 09:23 (UTC)

У Garmin есть туристические модели с дисплеем как над, так и под кнопками.

?

Log in

No account? Create an account