Вышло в "Огоньке". Первое после 2012 года. Некоторые интересные моменты ниже.
О предприятиях на балансе МО:
*****
Самыми сложными, как ни странно, оказались проблемы, связанные с содержанием колоссальной инфраструктуры и оплатой коммунальных услуг. Выходило, что требуется несколько сотен миллиардов рублей дополнительного финансирования. А таких денег нет. Все эти проблемы копились много-много лет. И с чего начинать, когда все надо решать сразу…
— И с чего начали?
— На содержании Министерства обороны было 340 всевозможных предприятий. Например, 27 совхозов, где директор совхоза полковник. Мы всех офицеров вернули в армию. Всю эту структуру приватизировали. Продали то, что возможно продать. То, что невозможно продать, передали обратно муниципалитету.
*****
О ликвидации военных городков и укрупнении воинских частей:
*****
Многие офицеры говорили, в каком состоянии армия: техника не боеготова, солдат не хватает. Молодые офицеры уходят, не реализовав себя. Армия стареет. И единственное, чем можно их удержать,— это присвоение очередных званий и раздувание штатов. Собственно говоря, так и происходило.
[...] — Я ведь сам был солдатом и считал, что прежде всего нужно офицеру создать комфортные условия для службы. А потом уже предъявлять какие-то требования. Надо обо всем подумать: где будут учиться его дети, чем будет заниматься жена.
Дети офицера должны получать полноценное образование. А если он служит в маленьком городке, где практически ничего нет? Приходит офицер домой, ему жена говорит: «Зачем я вышла за тебя замуж? Посмотри, какие у нас дети талантливые, а тут даже преподавателя нет ни музыки, ни рисования». Это важно для службы — какая аура в семье.
Мы понимали, как устроены вооруженные силы и вот эта социальная часть в Соединенных Штатах, в Германии. Присматривались к опыту стран, где служат в не очень комфортных условиях, в Швеции, допустим, или Финляндии, где есть очень холодные регионы. Но надо было уложиться в бюджет, который нам выделен. Конечно, хорошо бы повсюду иметь новенькие военные городки с супермаркетами, универмагами, современными кинотеатрами... А как это сделать реальностью? Например, создавать большие военные базы поближе к крупным городам, чтобы использовать уже существующую инфраструктуру. Когда военнослужащим начали платить приличное денежное довольствие, то они стали интересны и местным властям: люди с деньгами дают толчок развитию города.
[...] министр Сердюков не просто расшивал узкие места, он вознамерился изменить само содержание военной службы. Служить неподалеку от дома. В выходные видеть семью. Получать отпуск. Не дежурить на кухне, не тратить время на хозяйственные работы. Чтобы армия сосредоточилась на боевой и физической подготовке. Решал при этом и почти что философский вопрос: военный человек в боевой ситуации обязан сражаться, если надо — отдать жизнь, но почему его надо содержать в жалких условиях?
- У нас в вооруженных силах было 22 800 военных городков. Если вы миллион военнослужащих разделите на 23 тысячи, то увидите, что на один военный городок приходится чуть более 40 человек. А там как минимум два КПП, на которых должны одномоментно находиться два солдата. Солдат не хватало даже для того, чтобы ходить в караул. Есть большая армия, но чем она занята? Офицер либо дежурный по парку, либо дежурный по части. Либо готовится к дежурству, либо отдыхает после него. За исключением, конечно, космических войск, которые постоянно несут боевое дежурство. Но большая часть армии жила именно так. А когда же заниматься боевой подготовкой, осваивать новую технику? Я уж не говорю о том, чего стоит такое огромное хозяйство. Мы самолетами возили трубы для починки котельных. А на содержании Минобороны — 25 тысяч старых котельных! Ремонтировать их и содержать — разорительно для страны.
— Удалось сократить число военных городков или не успели?
— Когда я уходил, оставалось 700. А исходили из того, что должно остаться 120. Крупные военные базы. В мирное время воинские части находятся на базах. А если ситуация усложняется, войска рассредоточиваются. Это понятно…
*****
Про ситуацию с учебными заведениями и подготовку:
*****
— Почему ваши идеи вызывали такое сопротивление?
— Причин много. Прежде всего консерватизм, нежелание что-либо менять. Идешь себе по ступенькам... И находясь на самой низкой ступени, понимаешь, что будет на верхней. И вдруг выясняется, что ротация должна происходить минимум раз в три года. Что это означает? Я служу в Москве, а мне предлагают ехать на Дальний Восток. Не хочу! Тем более что предлагается заняться подготовкой личного состава. Командир взвода должен принять взвод, ротный — роту. А он никогда солдат не видел! В воинской части 100–150 солдат. И в десять раз больше офицеров. Офицер числится командиром роты, через два года — заместителем командира батальона. А у него нет ни роты, ни батальона. Он так дорастает до командующего армией. А командовать никем не умеет.
Ну вот, скажем, такой пример. Освободилась должность командира бригады в одном из округов. Я говорю: «Давайте проведем там выездную коллегию и пригласим нескольких выпускников из Академии Генерального штаба». Троих с золотой медалью, двоих с красным дипломом. Заходит первый — с золотой медалью. Ему задают вопросы, ни на один ответить не может. Пропустили через коллегию всех пятерых. Так и не подобрали командира бригады.
Я интересовался, как готовили офицеров в царской армии, в Николаевской академии Генерального штаба. Выпускников было немного. Но эти офицеры могли планировать любого уровня операции. С расчетом пропускных способностей железных дорог, речного транспорта, гужевого...
С 2010 года, когда мы уже перешли на новую структуру, пошли первые учения. На уровне батальона, бригады, армейского корпуса… Командующему округом подчинили не только сухопутные части, но и флот, и авиацию, и разведку. Потому что управлять войсками из Москвы невозможно. События будут так быстро меняться, что пока информация дойдет до командующего сухопутными войсками или начальника Генерального штаба, пока от них поступят указания в войска, уже ситуация поменялась.
Командующие у меня ездили в Америку. В Индианаполис поехали, в Военно-морскую академию. Она выпускает ежегодно 1200 молодых офицеров. Из них 300 — иностранцы, то есть 900 — это для своего флота. У нас на начало реформ выпускали 16 тысяч морских офицеров ежегодно. А у нас флот меньше американского! Зачем так много? Потому что у нас в первые три года половина увольняется. Выучить морского офицера стоит больших денег. И это называется традицией? Мы не можем иметь 65 высших военно-учебных заведений, если американской армии достаточно трех...
Добавим красок до полноты картины. Преподаватели далеки от современной науки. Новой техники, на которой могли бы учиться курсанты, нет. Компьютерные классы безнадежно устарели. Как и тренажеры, на которых будущие летчики отрабатывали тактику скоротечного огневого контакта. Выпускник летного училища летать — и воевать! — не способен, его приходится доучивать уже в воинской части. Но когда Сердюков поставил вопрос о том, что вместо десятка безнадежно устаревших учебных заведений нужно одно современное, располагающее всем необходимым, натолкнулся на ожесточенное сопротивление.
— Решили, что Военно-воздушная академия из Москвы поедет в Воронеж. Многие возмутились: она должна быть здесь! Но у нас и так все сконцентрировано в столице. Я имею в виду даже не в рамках Министерства обороны, а в рамках всего государства. Если создали хорошую современную базу в Воронеже, ее надо загрузить. Там все есть и для того, чтобы служить, и для того, чтобы учиться.
*****
Про закупки вооружений за границей:
*****
— Есть оружие новое, а есть современное. Можно выпускать старую модель, и она вроде как новая. А современное — это то оружие, которое сейчас нужно и которое будет служить десятилетия. Производить оружие тридцатилетней давности и рассчитывать, что оно еще полвека останется на вооружении, нереально… Министерство обороны долгое время не заказывало вооружений, новых проектов, конструкторских решений. Поэтому сама наука подсела. И самое главное — промышленность частично скукожилась, частично устарела плюс изношенность большая. Нет возможности делать оружие с той точностью, которая необходима.
Конечно, у нас как у заказчика было желание побыстрее получить современное оружие. А промышленность физически не может. Конфликт интересов. Они пытались как можно дольше продавать то, что давно производят. А мы стремились как можно быстрей закупить современное оружие. И мы сделали несколько серьезных шагов в сторону производителя. Мы ввели стопроцентное авансирование. То есть заводам не надо брать кредиты. Деньги предприятия получают в начале года. Могут положить на депозит и еще заработать. Но при этом мы ввели жесткий контроль за качеством. И за сроками. Когда подходит время исполнения контракта, говорим: тут у вас брак и от срока отстаете. И начинается: «У нас объективные причины…» Не принимается! Вы вовремя получили все нужные вам средства. Делайте!
— Закупки за рубежом должны были взбодрить отечественного производителя?
— Тема закупки импортного оружия несколько преувеличена. Даже Советская армия закупала некоторые вооружения за рубежом. Покупать надо хотя бы для того, чтобы понимать, что в мире производят. Скажем, мы создали снайперскую школу, начали обучение. И для нее мы купили абсолютно все винтовки мира.
Стоит дополнить: еще в Израиле купили 15 беспилотных летательных аппаратов. И было недовольство: почему обижают своих производителей? Между тем главнокомандующий Военно-воздушными силами, заслуженный летчик России, генерал-полковник Александр Зелин сказал в ту пору о российских моделях: «Принимать их на вооружение — просто преступление».
— В мире не так много стран, которые считаются лидерами в производстве беспилотников. Одна из них Израиль. У нас неплохие отношения складываются. И вот мы закупили партию. Знаю, что и другие ведомства их там же покупают. Мы приобрели беспилотники, по большому счету, как учебное пособие. Поставили на учебно-боевое дежурство. Главное — научить офицеров ими управлять, освоить современное оружие. Как без этого техническое задание составить собственному конструкторскому бюро?
Или вертолетоносцы «Мистраль»... Таких кораблей у нас нет. И разработок никогда не было. Там очень много таких элементов, которые интересны нашим судостроителям. Заказав эти два корабля во Франции, мы одновременно приобретали технологии корпусной сборки, управления и связи. И экипажи там наши обучались, осваивали современное оборудование.
*****
Мои каналы на Яндекс.Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/twower
https://zen.yandex.ru/media/obozrevatel
- Интервью Сердюкова
twower
- 28 мая, 2018
Buy for 210 tokens
Journal information
- Time left22 hours 01 minute
- Current price210 LJ Tokens
- Social capital6 021
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake200 LJT
- Rules
- View all available promo
Продолжаем собирать точечные для армейских подразделений ДНР и ЛНР. Все то, что необходимо для повседневной деятельности военнослужащих Народной милиции и для их успешного противостояния ВСУ. Нужно понимать, что потребности в обмундировании на Донбассе в какой-то мере удовлетворены как за счет…
Тут он Красноярск с Краснодаром перепутал. Военно-морская Академия находится в города Аннаполис, на атлантическом побережье. А город Индианаполис находится в центре американских прерий.
т.е. наличие некой именно команды реформаторов, причем глубоко знакомых с предметом
предлагается заняться подготовкой личного состава. Командир взвода должен принять взвод, ротный — роту. А он никогда солдат не видел! В воинской части 100–150 солдат. И в десять раз больше офицеров. Офицер числится командиром роты, через два года — заместителем командира батальона. А у него нет ни роты, ни батальона. Он так дорастает до командующего армией. А командовать никем не умеет.
Edited at 2018-05-28 15:32 (UTC)
«Блюхер выдвинул идею продовольственного обеспечения армии силами ее самой. Его поддержали Военный совет ОКДВА и крайком партии, одобрили замысел в Москве. 17 марта 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) постановило сформировать в составе ОКДВА особый колхозный корпус (ОКК), с тем «чтобы укрепить безопасность советских дальневосточных границ, освоить богатейшие целинные и залежные земли, обеспечить население Дальнего Востока и армию продовольствием, значительно сократить ввоз хлеба и мяса из Сибири на Дальний Восток, развить экономику Дальнего Востока».
Постановление СНК СССР определяло структуру ОКК. В его составе предусматривалось иметь управление, три стрелковые и одну кавалерийскую дивизии общей численностью до 60 тысяч человек. Корпус обеспечивался кадрами специалистов, сельскохозяйственной техникой, семенами, необходимыми для воспроизводства животными и птицей.
По рекомендации В. К. Блюхера командиром корпуса был назначен помощник командующего ОКДВА по снабжению, герой гражданской войны, награжденный двумя орденами Красного Знамени, М. В. Калмыков».
Во время его пребывания на посту только в одном месте услышал, как его хвалили - это было наше суворовское училище. Учебная база там была значительно улучшена, хотя всех преподов вывел в запас. В остальных местах его... нифига не хвалили, да.
К примеру было на 18 бригаду в ЧР два городка. Один в попе у черта на куличках, с двумя домами на 120 квартир примерно и казармами на 1,5 человек, без садика и без школы, куда бригада ни при каких условиях не помещалась и в Ханкале (пригород Грозного) с школой-садиком, госпиталь рядом, куда вся помещалась и какой решили сократить? Правильно который в Грозном а бригаду в в казармы на три яруса загнать.
От этих запасных "партизанских" "батальонов" одна Империя уже рухнула.
Гладко было на бумаге... (с)
Пресловутое "укрупнение военных городков". У нас (в штабе объединения РВСН) работает комиссия МО, оценивающая возможности размещения в/сл. по призыву. Поясняем, что в соответствии с УВС ВС РФ, санитарными нормами, требованиями по обеспечению БГ наши казармы забиты под завязку. Ответ: Вы что, не поняли - какой Устав - это требование МО! - хоть в три яруса кровати ставьте, пирамиды с оружием? - тоже в три яруса... А это что за здание? - учебный корпус подготовки дежурных смен к боевому дежурству. Так, здесь разместим инженерно-сапёрный батальон, а БД у вас где? - на заглубленном командном пункте - вот там и готовьтесь... И таки "укрупнили" - подразделения обеспечения КП ВТА(охрана, техобесп. и пр) перевели к нам - за 200 км. от охраняемого объекта, батальон сапёров, батальон АТО (аэродромный, если кто не понял) и несколько мелких подразделений.В парке, рассчитанном на ... ед. техники размещено после перевода в 6-ть раз больше - о какой боеготовности речь? При этом офицеры переведённых подразделений остались в своих военных городках (от 100 до 250 км.), т.к. у нас квартир и общежитий для них, естественно, не было. И это только одно из его тысяч "рулений". А как не упомянуть уничтожение института прапорщиков (сколько специалистов потеряли!) - кстати , даже старшина роты при Сердюкове - по штату - старший сержант! СТАРШИНА роты, Карл!Начальник войсковой гауптвахты - по штату РЯДОВОЙ по призыву! (как должность, не обеспечивающая боевую готовность). А погон на пузе? А запрет курсантам военных училищ ходить строем на занятия? А уничтожение войскового тыла? (Гражданские повара по аутсорсингу как раз по тревоге поедут в зону боевых действий л/с кормить, ага... Маркитанты, б...ть... Причём тыл - это не только повара...)А дурь в одинаковом боекомплекте и для солдата, и для генерала? - я не смог ответить своему Командующему Армией, зачем ему на КП под землёй сумка с двумя гранатами... Но это ладно, с погоном на пузе и гранатами можно походить, но огромное количество других "мудрых" указаний, более важных - сродни вредительству. Для их описания не то что коммента - пары томов может не хватить... А так то да, рассуждения мудрые...
Re: Гладко было на бумаге... (с)
Хотя бы без запалов?
Одну себе, вторую подарить детям, очевидно.
Да беда в том, что некоторые вещи никакой прачечной не отстирать.