Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Воспитание патриотизма по школьным учебникам: "1930-е годы "пролистываем"
twower
О едином учебнике истории:

*****
Сергей Чуев, заместитель председателя Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся комитета Госдумы по образованию и науке, кандидат исторических наук: Если мы посмотрим результаты исследований, события российской истории в ряде наших учебников собирают негативную коннотацию в соотношении 3:1. В XX веке — уже 5:1. Пять оценок негативных, одна оценка позитивная. В таких условиях невозможно воспитать сообщество граждан, которые хотят жить и трудиться в своей собственной стране.

В рамках подготовки доклада «О положении молодежи» мы занимались исследованием ценностных ориентаций молодых людей. Мы увидели парадоксальную вещь: 20% молодых людей себя патриотами не считают. Это результат того, что мы неубедительно рассказали им о ценностях отечественного исторического опыта.

Какие-то учителя им подсказали пренебрежительное отношение к собственной истории, а задача учебника истории — совсем другая. Это воспитание гражданина на историческом материале. Не нужно быть идеалистами и думать, что учебниками истории для 6–7 классов мы должны весь спектр исторических оценок в голову несформировавшейся личности заложить. Этого совершенно не нужно делать.

Задача учебника — грамотно изложить исторический эпос, модель истории, которая позволила бы молодому человеку верить в собственную страну и эффективно в ней жить.

Мы должны понимать, какие события важны, а какие второстепенны. Если мы будем акцентировать внимание на том, где наша Родина что-то не так сделала, где мы ошиблись, какие у нас темные страницы, мы гражданина эффективного не воспитаем.

«Известия»: Вы предлагаете замалчивать эти страницы? Например, сталинские репрессии?

Сергей Чуев: Я предлагаю это отдать на откуп профессионалам. У нас есть исторические факультеты, есть образование в высших учебных заведениях. Там уже учатся взрослые сформировавшиеся люди.

«Известия»: В школе мы «пролистываем» 1930-е годы?

Сергей Чуев: Это общая практика для всего мира, мы здесь не уникальны. В американских учебниках истории вы не найдете информацию о том, что все отцы-основатели американского государства были рабовладельцами, что темнокожие получили избирательные права только во второй половине XX века, что рабство было отменено в 1863 году.

«Известия»: Что думает Министерство образования по этому поводу?

Андрей Петров, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ: Прошло всенародное обсуждение концепции учебно-методического комплекса, куда входит историко-культурный стандарт, определивший содержание, которое необходимо знать школьникам. При этом в содержании специально были выделены трудные вопросы. Александр Оганович лично курирует эту работу как руководитель академического института.

Изданы методические пособия для учителей. Ничего не замалчивается. Вы хотите дискуссий на уроках истории? Пожалуйста, все основания для этого существуют. При этом самих линеек учебников уже не 30 и не 20, а только три разных издательств.

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, профессор, действительный член РАН: Я согласен, что одна из главных функций школы — это воспитание гражданина, патриота. И хотя дети всё знают из телевизора и интернета, я глубоко убежден, что патриотизм и воспитание гражданственности не исключают понимания трудных вопросов, которые были в истории каждой страны.

Начиная с древности — Киевская Русь, татаро-монгольское иго и другие. Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды. Изменилось наше отношение. Вместо «иго» там, например, описаны взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой, потому что они давали дань, которую собирал Александр Невский.

В советское время учебники, описывавшие революцию 1917 года, делили всех на белых и красных. Сейчас мы ушли от этого. Дети в 9–10 классах — это взрослые люди, они должны быть в курсе всех исторических событий. Потому что, в том числе, и они сорвали и замазывают краской каждую неделю мемориальную доску Колчаку в Омске. Значит, они это видят. С другой стороны, и памятники Ленину оскверняют.

Начинаются мероприятия, посвященные 100-летию Гражданской войны в России. Я думаю, это одна из тем, к которой наша общественность должна очень внимательно подойти. Главный урок революции в том, что нельзя защищать правду физическим уничтожением друг друга, своих же сограждан. Насилие убивает людей. Борьба с интервентами — другое дело. Это главный урок революции.

«Известия»: В нашем обществе нет единого мнения по ряду ключевых событий XX века. Могут ли новые учебники сгладить всё это и привести людей к какому-то внутреннему примирению? Какова государственная трактовка этих страниц российской истории?

Александр Чубарьян: Государственной трактовки нет и не будет. Руководство страны запретило всем чиновникам войти в оргкомитет по 100-летию революции. Сказали, что это дело не государства, а ученых. Мы прислушиваемся к тому, что говорит наш президент. В школе просто надо показать, как это было. Прививать точку зрения, что это величайшая трагедия, когда уничтожался цвет нации.

Такие вещи были во всей истории. Люди убивали друг друга в Английской революции, еще больше людей погибло во Французской революции, которую так любил Владимир Ильич.

«Известия»: В какой мере в учебниках должны находить отражение вариативность и разные оценки тех или иных событий?

Александр Чубарьян: Например, мы написали для учителей 30 брошюр по спорным вопросам, которые выбрали сами учителя. Древняя Русь, освободительное движение XIX века, либерализм и консерватизм в XIX веке, Первая мировая война, Русская революция, советский период, трудные вопросы истории войны. Мы показываем им, какие в науке существуют точки зрения по данному вопросу, а учитель должен сориентироваться.
*****


Мои каналы на Яндекс.Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/twower
https://zen.yandex.ru/media/obozrevatel

промо twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Разместить за 200 жетонов
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Ну и назвали бы предмет "Историческая пропаганда"

"История есть политика, обращенная в прошлое." (с)

Эдак и индустриализацию придется пролистнуть.

Так и историю ВОВ таким макаром пролистывать надо. Судя по тенденциям последних лет, примерно так начало должно выглядеть:
1. Вероломное нападение Германии на СССР.
2. 28 панфиловцев.
3. Контрнаступление под Москвой.
4. Контрнаступление под Сталинградом.
После Сталинграда можно почти без пролистываний шпарить.

"Начиная с древности — Киевская Русь, татаро-монгольское иго и другие. Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды. Изменилось наше отношение. Вместо «иго» там, например, описаны взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой, потому что они давали дань, которую собирал Александр Невский."

слов нет, одни выражения

Ну вообще тогда надо было не термин "Золотая Орда" вводить, а самоназвание государства "Улус-Улу".

> Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды.

Ой, мля...

Во времена "ига" Золотой Орды вообще не было. Это государство называлось иначе.

"В американских учебниках истории вы не найдете информацию о том, что все отцы-основатели американского государства были рабовладельцами, что темнокожие получили избирательные права только во второй половине XX века, что рабство было отменено в 1863 году."

Что-то у меня большие сомнения.

А зря.
Еще в 80-е из школьных библиотек изымали "Приключения Гекельберри Финна" -- чтобы учащиеся не получали когнитивного диссонанса. Не запрещали, конечно -- но именно пытались сгладить картинку для неокрепших умов.

> Пять оценок негативных, одна оценка позитивная. В таких условиях невозможно воспитать сообщество граждан, которые хотят жить и трудиться в своей собственной стране.
>Мы должны понимать, какие события важны, а какие второстепенны. Если мы будем акцентировать внимание на том, где наша Родина что-то не так сделала, где мы ошиблись, какие у нас темные страницы, мы гражданина эффективного не воспитаем
>Это общая практика для всего мира, мы здесь не уникальны.
>одна из главных функций школы — это воспитание гражданина, патриота
>Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды.
>Вместо «иго» там, например, описаны взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой, потому что они давали дань, которую собирал Александр Невский
Эти академики и кандидаты сами понимают что они несут?

"Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, профессор, действительный член РАН: Я согласен, что одна из главных функций школы — это воспитание гражданина, патриота."
а я наивный думал что одна из главных функций школы это дать хорошее базовое образование

А какие другие "главные" -- если их по определению несколько? Особенно с точки зрения историка?
Безотносительно к методологии, которую он для этого предлагает.

Любители гулять по граблям.

Вторая половина восьмидесятых машет ручкой. Они как будто уже успели забыть, как это бывает: в один прекрасный момент ученик осознает, что "ему все врут", и перестает верить учебнику и школе вообще. И ничего удивительного, потому что действительно врут.

Собственно, хотят готовить очередную волну "очернителей" - пусть готовят.

Re: Любители гулять по граблям.

При этом особенно чудесно, что если к 80-м пришли со стройной отлаженной системой полуправды, то сейчас предлагается некий винегрет - что говорить, не знаем, но хотим что было только хорошее.

Наконец то,блин, догадались
А то когда у нас историю ВоВ по КФ "враг у ворот" преподают ,то не стоит удивляться и отношению к государству и истории

осударственной трактовки нет и не будет. Руководство страны запретило всем чиновникам войти в оргкомитет по 100-летию революции. Сказали, что это дело не государства, а ученых. Мы прислушиваемся к тому, что говорит наш президент. В школе просто надо показать, как это было. Прививать точку зрения, что это величайшая трагедия, когда уничтожался цвет нации.

Член оргкомитета министр культуры Владимир Мединский поздравил музей ...
ах да, он же дин, а не министр, хотя уши примирительного РВИО и тут видны

ну типа большевизм побежден, пора разворачивать фашизм, народ и олигархи едины, революция - трагедия, цвет нации, они же дети, и все такое

"Сергей Чуев: Это общая практика для всего мира, мы здесь не уникальны. В американских учебниках истории вы не найдете информацию о том, что все отцы-основатели американского государства были рабовладельцами, что темнокожие получили избирательные права только во второй половине XX века, что рабство было отменено в 1863 году."

Это не так. Соглашусь, что отдельные личности отцов-основателей в учебниках не обсасываются, но все остальное, что сказал Сергей Чуев - это неправда. В американских школьных учебниках это все идет отельными главами: ранняя история рабства, гражданская война из-за рабства, расовая дискриминация после войны (особенно на юге, вплоть до 1950 гг), движения за равные права в середине 20 века (Мартин Лютер Кинг).

Чуев либо проецирует свое мнение на чужую страну, не удосужившись проверить верно ли оно, либо просто врет.

Особенно меня поразило, его высказывание об отмене рабства в 1863 году. Гражданская война, в ходе которой отменили рабство, - самая кровавая в истории США. Господин Чуев думает, что в американских школьных учебниках обсуждают самую дорогую по потерям войну в истории страны, но не говорят о ее первопричинах и результате? Это как бы сказать, что в России в школе учат о своей гражданской войне, но при этом умалчивают от том, кто такой Ленин и кто выиграл.

Вы не подскажете, в США есть официально утвержденный перечень школьных учебников? На федеральном уровне или штата, уж не знаю.
Я тоже после прочтения слов Чуева захотел проверить его высказывания, но если у нас сразу знаю куда заглянуть (федеральный перечень учебников на такой-то учебный год), то тут от незнания специфики глаза разбегаются.

В ненавистном империалистическом американском сериале Симпсоны есть серия, где Гомер забыл застраховаться. И при входе в страховой офис, ему на руку падает горшок с цветами. На руке уже вырастает синяк, но Гомер орет - "НЕ НАДО!!! Я не застрахован!" И синяк конечно, рассасывается...

Вот у Сергея Чуева примерно также.

Еще интересно, откуда он взял эти цифры 3:1, 5:1, и кто и как их считал. Или никто не считал.

Выскажу свое ИМХО, как в прошлом учителя истории и студента истфака.
1. Студентов, по крайней мере у меня в вузе изначально готовили, что учитель истории, это тот человек, который отвечает за патриотическое воспитание, тенденция еще с Союза, 2000 года. Да и не только в Союзе был такой подход.
2. Спорные темы и неудобные вопросы на уроках истории еще та зараза, вы серьезно верите,что учитель истории вместе со школьниками способен разобраться самостоятельно в спорных вопросах?
Есть конечно исключения, но в среднем нет. Нужны подборки для внеклассного чтения, сборники документов, по темам, причем все это должно быть очень взвешено и убедительно, без массы подобных готовых пособий проводить такое бессмысленно.
3. Да учебник истории в нынешнем виде устарел, там положения и термины, которые наукой уже не используются,то есть работать смычкой общества и науки, он не может, оттуда и представления растут в том числе, о том, что в школе говорят не правду.
4. ИМХО, учебник истории вообще должен быть один, да возможно, с несколькими позициями по отдельным вопросам, это одно из средств создающих единую нацию.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account