Денис Мокрушин (twower) wrote,
Денис Мокрушин
twower

Categories:

Воспитание патриотизма по школьным учебникам: "1930-е годы "пролистываем"

О едином учебнике истории:

*****
Сергей Чуев, заместитель председателя Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся комитета Госдумы по образованию и науке, кандидат исторических наук: Если мы посмотрим результаты исследований, события российской истории в ряде наших учебников собирают негативную коннотацию в соотношении 3:1. В XX веке — уже 5:1. Пять оценок негативных, одна оценка позитивная. В таких условиях невозможно воспитать сообщество граждан, которые хотят жить и трудиться в своей собственной стране.

В рамках подготовки доклада «О положении молодежи» мы занимались исследованием ценностных ориентаций молодых людей. Мы увидели парадоксальную вещь: 20% молодых людей себя патриотами не считают. Это результат того, что мы неубедительно рассказали им о ценностях отечественного исторического опыта.

Какие-то учителя им подсказали пренебрежительное отношение к собственной истории, а задача учебника истории — совсем другая. Это воспитание гражданина на историческом материале. Не нужно быть идеалистами и думать, что учебниками истории для 6–7 классов мы должны весь спектр исторических оценок в голову несформировавшейся личности заложить. Этого совершенно не нужно делать.

Задача учебника — грамотно изложить исторический эпос, модель истории, которая позволила бы молодому человеку верить в собственную страну и эффективно в ней жить.

Мы должны понимать, какие события важны, а какие второстепенны. Если мы будем акцентировать внимание на том, где наша Родина что-то не так сделала, где мы ошиблись, какие у нас темные страницы, мы гражданина эффективного не воспитаем.

«Известия»: Вы предлагаете замалчивать эти страницы? Например, сталинские репрессии?

Сергей Чуев: Я предлагаю это отдать на откуп профессионалам. У нас есть исторические факультеты, есть образование в высших учебных заведениях. Там уже учатся взрослые сформировавшиеся люди.

«Известия»: В школе мы «пролистываем» 1930-е годы?

Сергей Чуев: Это общая практика для всего мира, мы здесь не уникальны. В американских учебниках истории вы не найдете информацию о том, что все отцы-основатели американского государства были рабовладельцами, что темнокожие получили избирательные права только во второй половине XX века, что рабство было отменено в 1863 году.

«Известия»: Что думает Министерство образования по этому поводу?

Андрей Петров, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ: Прошло всенародное обсуждение концепции учебно-методического комплекса, куда входит историко-культурный стандарт, определивший содержание, которое необходимо знать школьникам. При этом в содержании специально были выделены трудные вопросы. Александр Оганович лично курирует эту работу как руководитель академического института.

Изданы методические пособия для учителей. Ничего не замалчивается. Вы хотите дискуссий на уроках истории? Пожалуйста, все основания для этого существуют. При этом самих линеек учебников уже не 30 и не 20, а только три разных издательств.

Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, профессор, действительный член РАН: Я согласен, что одна из главных функций школы — это воспитание гражданина, патриота. И хотя дети всё знают из телевизора и интернета, я глубоко убежден, что патриотизм и воспитание гражданственности не исключают понимания трудных вопросов, которые были в истории каждой страны.

Начиная с древности — Киевская Русь, татаро-монгольское иго и другие. Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды. Изменилось наше отношение. Вместо «иго» там, например, описаны взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой, потому что они давали дань, которую собирал Александр Невский.

В советское время учебники, описывавшие революцию 1917 года, делили всех на белых и красных. Сейчас мы ушли от этого. Дети в 9–10 классах — это взрослые люди, они должны быть в курсе всех исторических событий. Потому что, в том числе, и они сорвали и замазывают краской каждую неделю мемориальную доску Колчаку в Омске. Значит, они это видят. С другой стороны, и памятники Ленину оскверняют.

Начинаются мероприятия, посвященные 100-летию Гражданской войны в России. Я думаю, это одна из тем, к которой наша общественность должна очень внимательно подойти. Главный урок революции в том, что нельзя защищать правду физическим уничтожением друг друга, своих же сограждан. Насилие убивает людей. Борьба с интервентами — другое дело. Это главный урок революции.

«Известия»: В нашем обществе нет единого мнения по ряду ключевых событий XX века. Могут ли новые учебники сгладить всё это и привести людей к какому-то внутреннему примирению? Какова государственная трактовка этих страниц российской истории?

Александр Чубарьян: Государственной трактовки нет и не будет. Руководство страны запретило всем чиновникам войти в оргкомитет по 100-летию революции. Сказали, что это дело не государства, а ученых. Мы прислушиваемся к тому, что говорит наш президент. В школе просто надо показать, как это было. Прививать точку зрения, что это величайшая трагедия, когда уничтожался цвет нации.

Такие вещи были во всей истории. Люди убивали друг друга в Английской революции, еще больше людей погибло во Французской революции, которую так любил Владимир Ильич.

«Известия»: В какой мере в учебниках должны находить отражение вариативность и разные оценки тех или иных событий?

Александр Чубарьян: Например, мы написали для учителей 30 брошюр по спорным вопросам, которые выбрали сами учителя. Древняя Русь, освободительное движение XIX века, либерализм и консерватизм в XIX веке, Первая мировая война, Русская революция, советский период, трудные вопросы истории войны. Мы показываем им, какие в науке существуют точки зрения по данному вопросу, а учитель должен сориентироваться.
*****


Мои каналы на Яндекс.Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/twower
https://zen.yandex.ru/media/obozrevatel
Tags: история, маразм, образование, патриотизм
Subscribe
promo twower december 14, 2014 05:43 72
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments