?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower december 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

Мы ничего такого точно не писали.

Мы тоже не писали, но кажется в 85 году в журнале Семья и школа я прочитал рассказ западногерманского автора под названием Игра в войну.

Там простой сюжет. Внук любитель войнушки, приезжает в гости к деду - ветерану Вермахта и просит сыграть с ним в войну. Ну дед и имитирует налет советских штурмовиков открывая внуку настоящую войну.

В результате внук больше в войну
(в такую войну) играть не желает. Миру-мир!

Я это к тому что мероприятие это будет полезным если с обратной связью. Причем адекватной.

Но не уверен что стоит этим нагружать 10-11 летних детей. Пусть детство будет детством, особенно когда война не висит в воздухе.

Edited at 2018-12-01 21:40 (UTC)

Я начальные классы застал ранние пост-советские. Но мы точно ничего такого не писали ни в начальных, ни в старших классах.

Очень хорошее задание. Жаль, что у моих детей, 5-ти и 3-ти классников другая программа и таких заданий нет.
Комментаторов же газетных - гнать ссаными тряпками от детей подальше, всех этих психологов и прочую бесполезную шушеру. Аргументация супер - Дети не могут представить папу на войне - и не надо! не трогайте маму и папу! Не нарушайте ощущение безопасности.
Потом вырастают тридцатилетние инфантилы с огромными бородами, без семей, без детей, думающие только о тренингах, коучингах, расширении сознания и т.д.

А как же до этого тысячу лет Родина обходилась без учебных писем на войну для младшеклассников? Была в Союзе начальная военная подготовка, стрелять учили, строем ходить, но и то класса как-то с 5-го всё это начиналось. Да и не помогло это Союзу по большому счету.

И к слову, если дети думают о родителях и любят их, и что эту любовь ставят выше государственных интересов - вряд ли это проявление инфантилизма, скорее норма. Чаще отклонения происходят в неполных семьях, т.к. семейные ценности там привить сложнее из-за отсутствия родительского примера.

не писал ничего подобного. но в общем идея неплохая, как представишь - никакой войны не хочется.

- Нам задали написать письмо папе на фронт
- Так я же здесь
- Это пока

В современных реалиях папа тоже может быть на войне. Например в сирии.


Нет, не припоминаю такого в 80-х годах.

У нас в 90-х тоже. Хотя вообще про войну писали.

Edited at 2018-12-01 12:04 (UTC)

Чем это задание плохо? Тем, что оно, как бы точнее выразиться, терпильское. Ребенку предлагается встать в позицию жертвы - папа на войне, может быть убьют, это больно и страшно. Не за себя страшно, а за близкого человека, это разные вещи. И патриотизмом здесь и не пахнет, скорее наоборот. Если уж хочется развить патриотизм, надо писать другое письмо - от имени воюющего солдата, что воюем, тяжеловато, но ничего, врага уже гоним назад, разобьем его, и вражеские знамена захватим, и главгада из бункера выкурим.

А "любим, уважаем и ждем, побеждай и возвращайся" не вариант написать?

к заданию необходимо добавить примечание. В котором разъяснялись бы правовые последствия для папы в случае дезертирства.

И об"яснить, что бывает дизертирство правильное - как в "Школе" Гайдара.

Не писали, хотя в те давние времена у некоторых родители как раз в молодости воевали. Возможно, что именно поэтому не писали.

Почему то многие либеральные блоггеры очень возбудились на это задание, что мол готовят молодое поколение к войне. Хотя и раньше такие задания были и никого не "возбуждали"


И когда раньше они были? Примеры в студию.
В советские времена сочинения писали по литературным произведениям о войне. Или о героях. Но письма папе никто не писал, тем более в 4-м классе.

Не знаю как в Вашем, а в моём детстве мне предлагалось представить себя на месте ребёнка который сам истребляет захватчиков:



Деточка представила что папа на войне. У деточки психологическая травма! Тфу

Наша цивилизация становится всё более бабской.

Edited at 2018-12-01 12:43 (UTC)

Полагаю, мужчина из древнегреческого города Спарта, глядя на ваше воспитание на книжках, тоже охарактеризует его бабским. Он скажет, что вы должны были все это сами повторить вживую, а не козырять теорией ))))

Такие книжки я тоже с интересом читал, брал их сам в нашей поселковой библиотеке. Только после их прочтения не предлагали делать домашнее задание в духе: "Представьте, что Зинаида Портнова - ваша мама. Напишите маме письмо, которое она получит перед казнью".

Наверное, пусть лучше квалифицированные специалисты по психологии (это не значит, что именно тот психолог, чье мнение приведено в публикации в "РГ") решают, в какой форме надо это подавать детям. Чтобы и патриотами были, и слезами не заливались, жалеючи папку с мамкой.

Edited at 2018-12-01 13:32 (UTC)

На полях "Писем к римскому другу" Бродского

Письмо папе на фронт. Упражнение
СЕРГЕЙ ПЛОТОВ

Нынче ветрено. Но школу вряд ли сдует.
И поэтому, почёсывая темя,
В эту школу задолбавшую иду я
По раскатанному снегу, через темень.

Воют псы. Когда бы верил я приметам,
То сказал бы: «Шавки похороны чуют».
Как там в Сирии, папашка? Или где ты?
Не упомнить, где отцы сейчас воюют.

Не упомнить, где меняем мы границы
И какое мы обстреливаем море.
Если выпало в империи родиться,
За неё и умирать придётся вскоре.

Здесь, у нас свои проблемы и заботы.
Брат херачит через день в ночную смену.
Мамка ходит каждый вечер на работу –
В дом гетер, под городскую нашу стену.

Вместе с мамкой там же трудится сестрица.
Ты их сильно не ругай за это, батя.
Наш бюджет в буфете стареньком хранится.
Там не много, но на похороны хватит.

А других больших расходов и не надо -
Разве что на Новый год закажем пиццу.
Наш наместник – человек широких взглядов.
Он ворюгу совмещает с кровопийцей.

Я сижу на первой парте у окошка.
И училка говорит – учусь я скверно.
Ты назвал её безмозглой мандавошкой.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Возвращайся. Поболтаем, выпьем бражки.
Станем песни петь и матом крыть систему…

Адрес: Папе – на войну. От сына Пашки.
Сочинение на заданную тему.

Edited at 2018-12-01 13:08 (UTC)

Так Бродского извратить-умудриться надо....


В начальной школе 80-х были только диктанты и изложения. Темы нейтральные: природа, птички там всякие, Паустовский и Пришвин. Сочинения начались в пятом- шестом где-то. Очевидно, что в более раннем возрасте дети самостоятельно сочинение не напишут, и этим вынуждены заниматься родители.
Сейчас вообще детей в начальной школе учат черт знает чему. Некто г-н Петерсон ТАКОГО наворотил в своих гениальных учебниках.

Патриотов им не хватает, давайте уж армию клонов из самых достойных доноров делать. ДБ.