?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Не знаю как в Вашем, а в моём детстве мне предлагалось представить себя на месте ребёнка который сам истребляет захватчиков:



Деточка представила что папа на войне. У деточки психологическая травма! Тфу

Наша цивилизация становится всё более бабской.

Edited at 2018-12-01 12:43 (UTC)

Полагаю, мужчина из древнегреческого города Спарта, глядя на ваше воспитание на книжках, тоже охарактеризует его бабским. Он скажет, что вы должны были все это сами повторить вживую, а не козырять теорией ))))

Такие книжки я тоже с интересом читал, брал их сам в нашей поселковой библиотеке. Только после их прочтения не предлагали делать домашнее задание в духе: "Представьте, что Зинаида Портнова - ваша мама. Напишите маме письмо, которое она получит перед казнью".

Наверное, пусть лучше квалифицированные специалисты по психологии (это не значит, что именно тот психолог, чье мнение приведено в публикации в "РГ") решают, в какой форме надо это подавать детям. Чтобы и патриотами были, и слезами не заливались, жалеючи папку с мамкой.

Edited at 2018-12-01 13:32 (UTC)

Ошибочно полагаете. Вас школа воспитывала уже в 90-е, и это наверное сказывается. Ребёнок воспитанный в советское время резонно спросил бы: "Зинаиде Портновой на момент казни было 17 лет. О каком письме ребёнка к 17 летней матери накануне её казни вы тут бредите, дорогая учительница?"

Я очень удивлён что Вы, мужчина, смогли родить такой перл в стиле женской логики, как письмо ребёнка к 17 летней матери накануне её казни. Отдали бабам на откуп всё школьное образование. Результат на лицо - если логика, то женская, если патриотизм, то слезливый.

Папа на войне... Меня в моём детстве тотальной термоядерной войной пугали. Не снились в детстве сны про термоядерную войну, нет? А мне снились. И никакой детской травмы.

О, какие выражения пошли. Наверное, сказывается, избыточное употребление русского народного напитка квас, от коего вас начало заносить на поворотах.

Меня в моём детстве тотальной термоядерной войной пугали. Не снились в детстве сны про термоядерную войну, нет? А мне снились. И никакой детской травмы.

Жесть какая. Я на одной войнушке как-то был, но таких ужасов, как вам, мне пережить не довелось. Теперь вы - мой герой. Безмерно горжусь и уважаю.

Вот-вот, "илота пощадил он раз, а завтра родину продаст".
Я поражаюсь количеству педагогов в комментах.
И ветеранов с PTSD конечно.
У каждого своё правильное мнение, а потом им одну единую школьную программу давай. Да сразу и чтобы всем было сразу приятно.

Это разные вещи. После таких книжек ребенок представлял себя воином, с оружием в руках. В сочинении же предлагается представить себя беспомощной жертвой - каждый день трястись от страха, не сегодня ли принесут похоронку.

Edited at 2018-12-01 13:25 (UTC)

Я и пишу, бабская педагогическая идея и бабская реакция на неё: "Деточка представила что папа на войне. У деточке психотравма!"

А ещё есть очень травмирующее современных деточек стихотворение - "Жди меня, и я вернусь".

Не для того мамочки деточек растят, что бы деточки ждали. Как понимаю нет больше в школьной программе этого стихотворения?

Все творчество Симонова наносит непоправимую травму деточкам топика и, в особенности, их родителям. "Коля из Уренгоя" не даст соврать.

Меня вот творчество Толстого травмировало, своей бестолковостью и нудностью.

Да. Для деточки представить, что папа на войне - это психотравма. Вы хоть представляете, какой это глобальный ужас для ребенка, когда один из родителей гибнет?
Если уж ссылаетесь на СССР, вспомните, в каком ключе воспитывались дети: "Наши деды добыли победу дорогой ценой. Благодаря им мы живем в мирной, справедливой и счастливой стране. У нас самая сильная в мире армия, лучшие в мире танки, и любой агрессор, который к нам полезет, костей не соберет. Придет время, и вы тоже встанете в ряды защитников Родины. Чтобы с гордостью нести это звание, уже сейчас хорошо учитесь и занимайтесь спортом, в т.ч. НВП.". Но нигде не предлагалось ребенку представить себя самому в этой чудовищной ситуации, когда не у какого-то персонажа из книжки, а вот именно у тебя папа ушел на войну, и может погибнуть. От этого детей оберегали. И это было правильно. Дети росли воинами, но без вот такого глобального ужаса.

В СССР дети десять лет писали папам (а некоторые - мамам) в Афган на самую настоящую войну.
Никого это не беспокоило, не напрягало, не возмущало.
С 94 года начали писать российские дети. Тоже - на, вполне себе, войны. Есть какие-либо, подтверждающие факты о психотравмах у писавших/пишущих?

Когда папа уже на войне - с этим ничего не поделаешь, пиши - не пиши. Хотя ребенку от этого, конечно, несладко. Но предлагать всем детям, у которых отцы дома, представить, что они на войне - в конечном итоге вредно. Это очень плохое и вредное задание. Вот наоборот, написать письмо от имени солдата домой - правильно. Потому что ребенок именно себя на войне будет представлять в образе воина, героя и победителя - так мальчишки устроены. А в задании "папе на фронт" - в роли испуганной жертвы, которая трясется от страха, не сегодня ли принесут похоронку.

Ничего такого эдакого в этом нет. Писал я письма отцу и в Югославию, и в Абхазию. Письмо как письмо.

  • 1