?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower december 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Что за дичь вообще?


Вы в категорической форме написали, что если детей не обязывать писать письма в школе своим отцам, представляя, что они на войне, то эти дети вырастут бородатыми инфантилами. Полагаю, многие люди ничего подобного не писали, но при этом оными инфантилами не выросли.
Поскольку дичью свое утверждение вы не считаете, я вам предложил действовать в том же ключе, несколько развив тему. Но вам это не понравилось.

P.S. Учитывая, что один ваш ребенок уже в 5-м классе, то есть такое задание он так и не написал, следует ли сделать вывод, что его ждет незавидное будущее "с огромной бородой, без семей, без детей, думающего только о тренингах, коучингах, расширении сознания и т.д."©? Или дело все же не в этом письме?


приведу просто небольшую цитату из статьи публициста Льва Пирогова

Обязательно представлять именно папу там на фронте? А просто письмо солдату, который защищает нас, написать нельзя? Вполне себе патриотичное воспитание. Мы такие в Чечне пачками получали от незнакомых детей. А вот собственные родные, почему-то без всякого патриотического восторга наше пребывание там воспринимали.

Вы не умеете читать.
Моё высказывание сформулировано ясно, хотя в нём опущен ряд логических выводов.
Я категорически написал, что если детям ни в коем случае не давать сложных, волнующих, берущих за самое живое заданий, которые не дай Бог "будут восприниматься слишком буквально" (а это урок литературы на минуточку), если всё время сохранять вокруг них железобетонное "ощущение безопасности", "не трогать мамочку и папочку", бесконечно вытирать им сопельки и ограждать от сложностей жизни, то да, они вырастут бородатыми инфантилами.
Согласитесь, это несколько иное, чем придумали вы про взаимосвязь "не писал письмо отцу на фронт - вырос ребенком с бородой".

Вы не умеете читать.

Боюсь, это вы свои мысли излагать не умеете. Туше :) Ведь в первом комментарии вы даже и близко не написали того, что сейчас поясняете в третьем.

"Папа, зачем тебе эта война?! Вернись лучше к нам. Дома у нас все хорошо. Зачем тебе это нужно"(с)
Не хватает фразы в сочинении: "Я вырасту, и будем пить баварское".

Учитель в школе должен был раскрыть тему, зачем это было нужно, и почему-то думаю, что он это сделал. Но вот родители похоже что-то другое "раскрывают" в своем ребенке под данной теме.



Что учитель рассказал детям, увы, информации нет. А мама да, судя по комментариям в жж, "широких" взглядов.

Уверен, если бы учитель изложил детям, что важно и хорошо бы написать отцу на фронт, как это сделал Пирогов, дети справились бы без чрезмерных переживаний.
Педагогическая ценность могла быть в том, что бы дети посмотрели с другой с недетской стороны, с которой нужны не сопли, но важна уверенность, что что бы с ним ни случилось - дети вырастут достойными людьми. Здесь речь была бы об эмоциональном развитии.

Однако, у меня остается вопрос, так ли нужна эта образовательная новелла, если даже в озабоченное военно-патриотической пропагандой советское время никто до нее не додумался. Мы, советские школьники, таких сочинений не писали. И уж совсем дико это в четвертом классе выглядит.

Мы, советские школьники, писали сочинения на военно-патриотическую тему.
Были Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин и т.д. В более старшем возрасте Павел Кончагин.
Точно не помню, когда писались первые сочинения, в 4-м или в 5-м классе. Но 4-й класс уже не считался младшей школой, предметы вели разные учителя.

Думаю, что нынешняя тема гораздо более мягкая, чем тема о конкретном герое выше.
И если в советские времена до нее не додумались, то когда-то все бывает в первый раз.
ИМХО тема неплохая и правильная.

Наверно, Корчагин, а не Кончагин.
Вы правда не видите никакой разницы между сочинением о литературном герое (любом) и письмом отцу на фронт?
Вы не могли бы уточнить, есть ли у Вас дети, которых Вы сами воспитывали?

Конечно, Корчагин, опечатка.

Конечно вижу.
Письмо отцу гораздо ближе и понятней, чем о некотором литературном герое, т.к. книжку-то можно и не прочитать. Такая тема заставляет ребенка переживать и думать, а не просто надергать цитат из учебника критики (если такие сейчас есть) или Интернета.
По другому посмотреть на своего отца, в частности.

У меня двое.

Это сочинения по литературным произведениям о войне.
Писем на фронт папе советские школьники не писали.

Обязательно представлять именно папу там на фронте? А просто письмо солдату, который защищает нас, написать нельзя?
"Просто солдату" - нельзя. "Просто солдат" - он абстрактный, чужой. Какое-то сочувствование ему, абстрактному и чужому, надо будет вымучивать. А вот отец... Отец - он свой, родной, любимый, и писать ему надо с любовью - с самой-самой большой из возможных любовей, потому, что там ему "до смерти - четыре шага".

А вам обязательно надо, что родному, любимому отцу до смерти четыре шага, и чтоб ребенок это представлял?
А вы только этим свои фантазии ограничиваете? Может быть, ему надо представить как враг мать насилует, и тоже в письме отразить?

А вам обязательно надо, что родному, любимому отцу до смерти четыре шага, и чтоб ребенок это представлял?
Обязательно. Иначе прочувствовать не получится.

Может быть, ему надо представить как враг мать насилует, и тоже в письме отразить?
А это станет реальностью, если папа проникнется вот этим: "Папа, зачем тебе эта война? Вернись лучше к нам!"

Тогда получится что-то вроде "Сказки о дезертире":
Жил в одном во полку Силеверст Рябой.
Голова у Рябого - пробкова.
Чуть пойдет наш полк против белых в бой,
а его и не видно, робкого.
Дело ясное: бьется рать, горяча,
против барско-буржуйского ига.
У Рябого ж слово одно: "Для ча
буду я на рожон прыгать?"
Встал стеною полк, фронт раскинул свой.
Силеверст стоит в карауле.
Подымает пуля за пулей вой.
Силеверст испугался пули.
Дома печь да щи. Замечтал Силеверст.
Бабья рожа встала из воздуха.
Да как дернет Рябой! Чуть не тыщу верст
пробежал без единого роздыха.
Вот и холм, и там и дом за холмом,
будет дома в скором времечке.
Вот и холм пробежал, вот плетень и дом,
вот жена его лускает семечки.
Прибежал, пошел лобызаться с женой,
чаю выдул - стаканов до тыщи:
задремал, заснул и храпит, как Ной, -
с ГПУ, и то не сыщешь.
А на фронте враг видит: полк с дырой,
враг пролазит щелью этою.
А за ним и золотозадый рой
лезет в дырку, блестит эполетою.
Поп, урядник - сивуха течет по усам,
с ним - петля и прочие вещи.
Между ними - царь, самодержец сам,
за царем - кулак да помещик.
Лезут, в радости, аж не чуют ног,
где и сколько занято мест ими?!
Пролетария гнут в бараний рог,
сыпят в спину крестьян манифестами.
Отошла земля к живоглотам назад,
наложили наложища тяжкие.
Лишь свистит в урядничьей ручке лоза -
знай, всыпает и в спину и в ляжки.
В то село пришли, где храпел Силеверст.
Видят - выглядит дом аккуратненько.
Тычет в хату Рябого исправничий перст,
посылает занять урядника.
Дурню снится сон: де в раю живет
и галушки лопает тыщами.
Вдруг как хватит его крокодил за живот!
То урядник хватил сапожищами.
"Как ты смеешь спать, такой рассякой,
мать твою растак да разэтак!
Я тебя запорю, я тебя засеку
и повешу тебя напоследок!" -
"Барин!" - взвыл Силеверст, а его кнутом
хвать помещик по сытой роже.
"Подавай и себя, и поля, и дом,
и жену помещику тоже!"
И пошел прошибать Силеверста пот,
вновь припомнил барщины муку,
а жена его на дворе у господ
грудью кормит барскую суку.

И с теми же последствиями.

С темы не соскакивайте.
Вопрос был - надо ли в школе задавать тему для сочинения, в которой ребенок должен представить, как насилуют его мать?
Стихами не надо, попробуйте своими мыслями.

Я ответил.
Ситуация "Враг насилует мать" станет возможна, если отец решит "Зачем мне эта война?".
Если вы не способны понять - это ваша проблема.

  • 1