?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Это разные вещи. После таких книжек ребенок представлял себя воином, с оружием в руках. В сочинении же предлагается представить себя беспомощной жертвой - каждый день трястись от страха, не сегодня ли принесут похоронку.

Edited at 2018-12-01 13:25 (UTC)

Я и пишу, бабская педагогическая идея и бабская реакция на неё: "Деточка представила что папа на войне. У деточке психотравма!"

А ещё есть очень травмирующее современных деточек стихотворение - "Жди меня, и я вернусь".

Не для того мамочки деточек растят, что бы деточки ждали. Как понимаю нет больше в школьной программе этого стихотворения?

Все творчество Симонова наносит непоправимую травму деточкам топика и, в особенности, их родителям. "Коля из Уренгоя" не даст соврать.

Меня вот творчество Толстого травмировало, своей бестолковостью и нудностью.

Алексея читал с интересом.
А вот Льва - да, нудно.

Да. Для деточки представить, что папа на войне - это психотравма. Вы хоть представляете, какой это глобальный ужас для ребенка, когда один из родителей гибнет?
Если уж ссылаетесь на СССР, вспомните, в каком ключе воспитывались дети: "Наши деды добыли победу дорогой ценой. Благодаря им мы живем в мирной, справедливой и счастливой стране. У нас самая сильная в мире армия, лучшие в мире танки, и любой агрессор, который к нам полезет, костей не соберет. Придет время, и вы тоже встанете в ряды защитников Родины. Чтобы с гордостью нести это звание, уже сейчас хорошо учитесь и занимайтесь спортом, в т.ч. НВП.". Но нигде не предлагалось ребенку представить себя самому в этой чудовищной ситуации, когда не у какого-то персонажа из книжки, а вот именно у тебя папа ушел на войну, и может погибнуть. От этого детей оберегали. И это было правильно. Дети росли воинами, но без вот такого глобального ужаса.

В СССР дети десять лет писали папам (а некоторые - мамам) в Афган на самую настоящую войну.
Никого это не беспокоило, не напрягало, не возмущало.
С 94 года начали писать российские дети. Тоже - на, вполне себе, войны. Есть какие-либо, подтверждающие факты о психотравмах у писавших/пишущих?

Когда папа уже на войне - с этим ничего не поделаешь, пиши - не пиши. Хотя ребенку от этого, конечно, несладко. Но предлагать всем детям, у которых отцы дома, представить, что они на войне - в конечном итоге вредно. Это очень плохое и вредное задание. Вот наоборот, написать письмо от имени солдата домой - правильно. Потому что ребенок именно себя на войне будет представлять в образе воина, героя и победителя - так мальчишки устроены. А в задании "папе на фронт" - в роли испуганной жертвы, которая трясется от страха, не сегодня ли принесут похоронку.

Очень полезно представлять себя или своего папу на войне. Очень помогает представить последствия многих необдуманных действий, например. Призывов к революциям и различным майданам, к примеру.

Обсуждается реакция 10-летних детей на определенную ситуацию и тут на тебе - революция, майдан, пусть подумают над этим. Вы четвероклассника зачем со старшеклассником путаете?

Это что ж получается, надо детей папкой на войне пугать, чтоб дышали тихо и ровно? Вот это поворот.
А меня вот в школе учили, что революция это хорошо и несёт освобождение народным массам. Вас, насколько я понимаю, учили тому же. Даже понятие было такое "герой революции".
Конечно, говорили, что Гражданская и ВОВ это жесть жестяная, но вот буквально по простому войной точно не пугали. Наоборот, всячески вбивали, что "наше дело правое", "ради мира на земле" и т.д.
Я может просто вас не так понял?

Мои дети писали - не тряслись и жертвами себя не чуствовали.

Ничего такого эдакого в этом нет. Писал я письма отцу и в Югославию, и в Абхазию. Письмо как письмо.

  • 1