?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower december 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Наверно, Корчагин, а не Кончагин.
Вы правда не видите никакой разницы между сочинением о литературном герое (любом) и письмом отцу на фронт?
Вы не могли бы уточнить, есть ли у Вас дети, которых Вы сами воспитывали?

Конечно, Корчагин, опечатка.

Конечно вижу.
Письмо отцу гораздо ближе и понятней, чем о некотором литературном герое, т.к. книжку-то можно и не прочитать. Такая тема заставляет ребенка переживать и думать, а не просто надергать цитат из учебника критики (если такие сейчас есть) или Интернета.
По другому посмотреть на своего отца, в частности.

У меня двое.

В 4-5 классе дети все еще учатся описывать то, что видят своими глазами, пишут сочинения по картинам без поиска "глубинных смыслов", либо повторяют штампы, которые до этого были до них донесены. В общем-то, собственных мыслей о литературных произведениях за пределами расхожих/модных штампов у, хм..., у многих не появляется ни разу и до конца жизни.
В данном случае, речь может быть только о формировании у ребенка шаблонного решения для сложной эмоциональной ситуации. И здесь есть вопросы.
Вопрос первый в контексте: какая работа по формированию шаблона была проведена на уроке?
Вопрос второй в уместности: есть ли смысл ставить вопрос именно так и именно в этом возрасте? Или лучше готовиться к такого рода переживаниям эволюционным путем, через обучение пониманию людей, живших в то время, не тыкая сразу в собственную семью? Как это и делалось в советской программе.
И вопрос третий: Если подготовка к этому вопросу была проведена грамотно за 1-2 урока до того, то как такое домашнее задание будут делать дети, пропустившие эти два ключевых урока по уважительной причине? Есть ли в учебнике два замечательных параграфа, знакомства с которыми 10-летнему ребенку будет достаточно для встречи с таким д/з?

Лично я (у меня детей четверо) считаю такое задание допустимым только с очень большими оговорками и условиями. При этом, совершенно не считаю его необходимым, я предпочел бы традиционный советский вариант патриотического воспитания.

Какая работа была проведена на уроке мы не знаем. Это осталось за кадром.

Что же касается третьего пункта, то в моей школе пропуск уроков по любой прчине не считался основанием для невыполнения домашнего задания. Это было хорошо, потому что ориентировало на результат, а не на процесс.

Мы не знаем, какие требования предъявлялись к письму. Если подходить к теме глубоко, разумеется, эта тема уместнее в более старших классах. Здесь я с Вами согласен.
Но требований мы не знаем. Ведь в начальных классах требования к рисунку к 9 Мая отличаются от требований к рисунку в средней школе. И в пионерлагерях мы вполне успешно писали многостраничные письма. А ведь это сочинения, не так ли.
Думается, что учитель должен был обыграть на уроке необходимые условия, объяснить ученикам, что от них требуется. Если приведенные картинки из учебника, то, соответственно, читали стихотворение, разбирали его, обсуждали. А потом на дом пошло задание: "Напишите свое письмо".


пропуск уроков по любой прчине не считался основанием для невыполнения домашнего задания
Так ведь я именно об этом и говорю. Если ребенок не присутствовал в классе и не получил ключевой подготовки, то как он будет делать домашнее задание? Достаточно ли хорош учебник? Именно в этом и заключается мой вопрос.

Я сейчас постоянно наблюдаю, что качество учебников ниже плинтуса, по ним невозможно учиться, если только их не успели испортить с советских времен. "Нормальный" уровень новых учебников - "полное говно". Поэтому меня крайне напрягают всевозможные образовательные новеллы.


В остальном принципиальных расхождений не вижу :)

  • 1