?

Log in

No account? Create an account

Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Письмо папе на фронт
twower
Тут на днях, оказывается, возникла скандальная история с учебником "Литературное чтение" для 4 класса. В одном из заданий раздела "Великая Отечественная война" детям предлагают представить, что они ждут отца с фронта и написать ему письмо.

2018-12-01_133012
2018-12-01_133027
2018-12-01_133044


Как рассказывает мать ученицы одной из петербуржских школ, ее дочь разревелась, представив своего отца на войне. И написала (по утверждению мамы, сама) вот такой текст:



Ее мать опубликовала в ЖЖ возмущенный пост с общим посылом: "Вы там офигели, что ли, детей с ранних лет к войне готовите?" Далее тема разошлась по СМИ. В "Российской газете", в частности, высказали мнение, что подобные задания в текущих реалиях некорректны и могут травмировать ребенка:

Профессор Санкт-Петербургского института истории Борис Ковалев считает: само по себе задание не плохое. Скорее - несвоевременное. Получи его родители нынешних четвероклассников, когда сами сидели за партами, - они, скорее всего, написали бы такое письмо без особенных душевных терзаний.
- Потому что в то время была жива память семьи, - объясняет Борис Николаевич. - Когда рядом есть бабушка и дедушка с орденами и рассказами о боях, представить себя на месте ребенка военной поры можно относительно безболезненно. Для нынешних же десятилеток Великая Отечественная почти так же далека, как война 1812 года. Поэтому предложение написать письмо на фронт ими будет восприниматься слишком буквально. Память поколений - очень важная вещь, но не таким же топорным способом ее воспитывать. На мой взгляд, учителю нужно было отталкиваться именно от семьи. Пусть уже нет в живых воевавшего прадеда, но есть память о нем, сохранились его фотографии и награды. Представить собственного прадедушку молодым и написать письмо ему на фронт - вот отличный вариант. Так дети не просто выполнили бы домашнее задание, но и почувствовали бы причастность к нашей великой истории. Одно дело - писать старшему лейтенанту, освобождающему Прибалтику, и совсем другое - папе-менеджеру среднего звена, представляя, как он сменил костюм на шинель и ушел воевать. Неудивительно, что кого-то это может шокировать. Меня лично - удивило. Одним словом, перекреативили.

Татьяна Санина, психолог:
- Цель - воспитание патриотизма через обращение к чувствам ребенка - понятна и благородна. Но это не делается настолько грубо и травматично. Маму и папу трогать нельзя! Бить по ощущению безопасности у ребенка недопустимо. Аналогичное задание можно было бы выполнить, введя детей в мир их сверстников, предложив написать письмо, допустим, абстрактному десятилетнему "сыну полка". А главное - с помощью "письма папе на фронт" поставленной цели не достичь, даже наоборот. Чтобы успокоить детей, родители будут вынуждены объяснять им неважность, незначимость задания: "Да это всего лишь домашняя работа, не принимай близко к сердцу, напиши и забудь". Отличная иллюстрация к тому, как воспитать в детях нечувствительность и сделать из них антипатриотов.



В Комитете по по образованию Санкт-Петербурга ситуацию прокомментировали следующим образом:

В Санкт-Петербурге с учебно-методическим комплексом "Перспектива" работает около 12% школ. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.

Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны. Методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать детям и альтернативные задания, предоставляя им возможность выбора, – сообщили в комитете и добавили, что это задание может показаться ребенку грустным. – Точно так же его могут тронуть рассказы о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей.



Совершенно не помню, писали ли мы что-нибудь подобное в начальных классах.

promo twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Мы тоже не писали, но кажется в 85 году в журнале Семья и школа я прочитал рассказ западногерманского автора под названием Игра в войну.

Там простой сюжет. Внук любитель войнушки, приезжает в гости к деду - ветерану Вермахта и просит сыграть с ним в войну. Ну дед и имитирует налет советских штурмовиков открывая внуку настоящую войну.

В результате внук больше в войну
(в такую войну) играть не желает. Миру-мир!

Я это к тому что мероприятие это будет полезным если с обратной связью. Причем адекватной.

Но не уверен что стоит этим нагружать 10-11 летних детей. Пусть детство будет детством, особенно когда война не висит в воздухе.

Edited at 2018-12-01 21:40 (UTC)

  • 1