Денис Мокрушин (twower) wrote,
Денис Мокрушин
twower

Category:

Служебная тайна в области обороны

Министерство обороны разместило на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроект, в котором фактически любую информацию об оборонной сфере предлагается отнести к служебной тайне, не подлежащей разглашению:

*****
В Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ‎ст. 2750; 2018, № 1, ст. 57, № 32, ст. 5102) внести следующие изменения:

1) Подпункт 11 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебную тайну в области обороны;»;

2)Дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

«Статья 3.1 Служебная тайна в области обороны

1.К служебной тайне в области обороны относятся сведения, образующиеся при осуществлении федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами полномочий и функций в области обороны, а также мероприятий по организации и обеспечению обороны, распространение которых может нанести вред обороноспособности государства.

2.К служебной тайне в области обороны не могут быть отнесены:

сведения, в отношении которых Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по их открытому обмену;

сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которых применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;

сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;

информация, затрагивающая права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также о правовом положении организаций и полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

информация о состоянии окружающей среды;

иная информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

3.Министерство обороны Российской Федерации по предложениям других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых для выполнения задач в области обороны, формирует перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

Перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, а также полномочия государственных органов по отнесению сведений к данной категории утверждаются Президентом Российской Федерации.

4.Порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, определяется Правительством Российской Федерации.

5.Служебная тайна в области обороны является информацией ограниченного доступа и не подлежит разглашению.

Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации, и не раскрывать третьим лицам данные сведения без санкции соответствующего должностного лица других войск, воинских формирований и органов, предоставивших данные сведения.

6.Лица, виновные в разглашении сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
*****


Из пояснительной записки:

*****
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) определено, что ограничение на доступ к информации устанавливается только федеральными законами.

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 ‎«О государственной тайне» установлен порядок отнесения информации к государственной тайне и эффективный механизм ее защиты.

Вместе с этим, возможность аналогичной защиты служебной информации ограниченного доступа, образующейся в процессе деятельности государственных органов и организаций Российской Федерации, ввиду отсутствия соответствующего федерального закона не определена.

В настоящее время единственным инструментом ограничивающим распространение служебной информации является постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, действие которого распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации. При этом остальные организации Российской Федерации и граждане остаются вне правового поля данного постановления.

В результате в средствах массовой информации организациями Российской Федерации периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности и т.п.

Мероприятия, проводимые в рамках законодательства Российской Федерации по ограничению доступа к информации в области обороны (в том числе в отношении государственного оборонного заказа), не отнесенной в установленном порядке к государственной тайне, не позволяют в полной мере ограничить ее распространение в открытых источниках.

Наряду с этим, установленные отраслевыми федеральными законами различные виды тайн (банковская, налоговая, врачебная, адвокатская, семейная и др.) позволяют ограничить доступ к соответствующим в определенных областях сведениям.

С учетом вышеизложенного предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, и
‎не составляющую государственную тайну, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной.

Данная норма позволит установить ограничения на распространение указанной информации для всех федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций Российской Федерации и граждан Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ в отношении организаций и граждан Российской Федерации требование по защите полученной информации при исполнении ими профессиональных обязанностей или при осуществлении определенных видов деятельности, правомерно только в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Одновременно, частью 4 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

С целью реализации данного подхода подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – законопроект), который дополняет Федеральный закон «Об обороне» новой статьей «Служебная тайна в области обороны», предусматривающей:

установление категории информации, относящейся к конфиденциальной;

определение перечня сведений, которые не могут быть отнесены к тайне в области обороны;

порядок формирования и утверждения перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны;

определение Правительством Российской Федерации порядка обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны;

обязанность соблюдения конфиденциальности информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны;

ответственность лиц виновных в разглашении сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроектом на Министерство обороны Российской Федерации возложено формирование по предложениям других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых для выполнения задач в области обороны, перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

Подготовленный проект перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, будет утверждаться Президентом Российской Федерации. Данным перечнем будут также определены полномочия государственных органов по отнесению сведений к служебной тайне в области обороны.

В дальнейшем на основании утвержденного Президентом Российской Федерации перечня сведений заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами будут разрабатываться ведомственные перечни сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

Под ответственностью понимается административная ответственность в соответствии со статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
‎(в отношении организаций и граждан) и дисциплинарная ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от
‎10 ноября 2007 г. № 1495 (в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также граждан, призванных на военные сборы).

С изданием федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне» потребуется внесение изменений в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации
‎от 3 ноября 1994 г. № 1233, в части распространения его действия на порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях.
*****


Статья 13.14 КОАП ("Разглашение информации с ограниченным доступом") на данный момент предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Дисциплинарными наказаниями для военнослужащих могут стать выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военной образовательной организации, отчисление с военных сборов и дисциплинарный арест.


Перед написанием комментариев, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами поведения в блоге.
Tags: армия, законопроекты
Subscribe
promo twower december 14, 2014 05:43 72
Buy for 200 tokens
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments