Денис Мокрушин

Записки русского солдата

Previous Entry Поделиться Next Entry
Интервью начальника ЦПАТ
twower


На праздновании 21-й годовщины со дня основания пилотажной группы "Русские витязи" мною было записано эксклюзивное интервью с начальником Центра показа авиационной техники полковником Василием Пономаревым.


- Василий Федорович, бытует обывательская точка зрения, что пилотажные группы умеют только лихо исполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа, а воевать не обучены. Так ли это?

- У Центра показа авиационной техники основная задача – показ техники, и боевая составляющая ранее занимала ограниченную долю в процессе подготовки. Сейчас изменились требования к боевой подготовке со стороны командования ВВС, и на сегодняшний день у авиационных групп высшего пилотажа ЦПАТ пятьдесят процентов от программы пилотажной подготовки занимает непосредственно боевое применение.
В его рамках отрабатываем поражение наземных целей, планируем и вылеты на авиаполигоны для стрельбы по воздушным мишеням. Таким образом, летчики Центра выполняют полную программу боевого применения необходимую пилотам истребительной авиации.

- Какие полигоны используете?

- Полигон Кушалино под Тверью. Наземный. Там есть вся необходимая мишенная обстановка. Крайний раз на нем проводили бомбометание и стрельбу по наземным целям в сумерках. Ожидаем вылета на полигон Ашулук в Астраханскую область, где будем отрабатывать задачи по воздушным целям. Там проведем и фотострельбу с помощью радиолокационного прицела ракетами Р-27Р, Р-27Т для ближнего боя, Р-73, и их боевое применение по воздушным мишеням типа «Дань», ПМ-6.

- Учебные бои внутри пилотажных групп либо «группа на группу» проводите?

- Учебные бои проводятся по плану боевой подготовки, как среди однотипных самолетов, так и с самолетами разных типов, например, пара Су-27 «Витязей» против пары «Стрижей» на МиГ-29. Летчики имитируют маневрирующие цели друг для друга, отрабатывают действия в составе смешанного звена по маневрирующим и неманеврирующим целям. Для таких тренировок также используем в качестве цели самолет АН-30Б, который базируется у нас на Кубинке и задействован в полетах по межгосударственной программе Открытого неба.

- Летчики проходят тренировки по выживанию в экстремальных условиях?

- Конечно. Такие тренировки обязательны и проводятся по плану боевой подготовки два раза в год непосредственно на территории Центра. Летом и зимой. Кроме того осуществляются сборы летного состава в специальных психофизиологических центрах по выживанию на черноморском побережье в Агое и Джубге. В феврале этого года наши пилоты участвовали в одном из таких сборов.

- Летчики Центра привлекаются для несения боевого дежурства в системе противовоздушной обороны?

- В настоящее время личный состав и самолеты Центра показа авиационной техники к несению боевого дежурства не привлекаются. Это не означает, что мы не можем заступить на такое дежурство или не в состоянии сделать этого. Если такая задача будет поставлена, то мы ее выполним.



- Каково нынешнее состояние авиапарка Центра?

- Состояние авиапарка на сегодняшний день позволяет выполнять необходимые задачи, поставленные командованием ВВС. Конечно, есть некоторые проблемы с поставкой запасных частей, но это не означает, что полеты проводить опасно. Нет. Инженерно-авиационные службы проводят все необходимые регламентные работы на самолетах.
На данный момент мы используем пять самолетов Су-27 в составе пилотажной группы «Русские витязи» и четыре самолета МиГ-29 в пилотажной группе «Стрижи».

- Учебные спарки Су-27УБ уже отлетали свое?

- Нет, они сейчас находятся на плановом ремонте на авиационных заводах. После него вернутся в строй.

- Необходима ли модернизация самолетов Су-27, находящихся в Центре?

- Нужна или нет глубокая модернизация данных машин спорный вопрос. В пределах Российской Федерации можно летать и на тех комплексах, что сейчас имеются. С полетами заграницей сложнее. Когда вылетали в Бахрейн на крайний показ в январе этого года, то во время перелета использовали самолет Ил-76 в качестве лидера группы. Так что модернизация не такая уж значимая проблема.



- Поставки новых самолетов ожидаются?

- Что они будут завтра-послезавтра я, конечно же, не скажу. Планы определяются не мной, а возможностями государства и военно-промышленного комплекса. Если будет принято решение о поставке новой техники, то мы своевременно на нее переучимся.

- Предположения, что вам поставят Як-130, имеют под собой почву? Как Вы относитесь к этим самолетам?

- Это обсуждалось много раз и говорить, что данная идея вызывает негативное восприятие у нас нельзя. Як-130 не хуже, чем Су-27 или МиГ-29. Этот самолет позволит формировать группы из большего числа машин в воздухе. Можно будет вернуться к достижениям времен СССР, когда в небе на показах были фигуры из звезд и прочей символики. Также Як-130 позволит использовать разноцветные огни и дымы, что востребовано публикой на показательных выступлениях.

- Сколько сейчас летчиков в пилотажных группах Центра?

- Информация о штатной численности групп не подлежит разглашению. Могу только сказать, что на настоящий день в полном объеме в «Русских витязях» летает четыре летчика. Те самые, что крайний раз в Бахрейне выступали (гв. подполковники Алексеев, Щеглов, Богдан и Ерофеев. – Авт.). В общих боевых порядках группы готовы летать еще два пилота. У «Стрижей» та же ситуация - «четыре плюс два».
Пока увеличивать численность пилотажных групп не планируем. Ранее были набраны молодые летчики, которые сейчас проходят плановую подготовку. Большая часть учебного времени уделяется как раз им.

- Как происходит отбор в пилотажные группы?

- Непосредственно подбором занимаются командиры групп. Либо по частям ездить приходится, либо запрашивать, чтобы к нам на отбор летчики приезжали. Кандидат должен мастерски владеть техникой пилотажа, чтоб присутствовала эдакая удаль, бравада.
Сама процедура отбора достаточно долгая. Иногда люди, попавшие в группу на первом этапе, впоследствии отсеиваются, потому что не могут действовать так, как это необходимо для слаженной работы группы. Ведь от слаженности многое зависит, малейшая ошибка будет угрожать жизни самих пилотов и зрителей на показе.



- Каков средний годовой налет в Центре?

- Налетом сильно хвастаться не приходиться, но он, конечно, гораздо выше, чем десять лет назад. Сейчас у основного состава налет составляет порядка 85 часов, есть пилоты, у которых он выше 100. У остальных летчиков Центра около 50 часов годового налета.

- 3 сентября 2011 года вышел приказ министра обороны №1535 «Об утверждении Норм годового налета летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации». В частности для пилотов, летающих на Су-27 и МиГ-29, необходимая норма установлена на уровне 100 часов. Ее реально выполнить?

- Конечно, реально. В настоящее время налет в строевых частях превышает 100 часов, поэтому проблем не вижу.

- Я имею в виду ЦПАТ. Все-таки машин у вас немного и программа подготовки специфичная.

- Для Центра показа авиационной техники определена норма налета 50 часов в год. Наши летчики ее, безусловно, выполнят.



- Возвращаясь к боевой подготовке. Те связки и каскады фигур, демонстрируемые на выступлениях пилотажными группами, применимы в реальном воздушном бою?

- Применимы. Например, плотный сомкнутый строй «ромб» - это возможность скрыть состав группы. Чем плотнее самолеты находятся в строю, тем распознать их сложнее. На локаторе они будут выглядеть как одна большая метка, и несколько самолетов враг может принять за средний бомбардировщик. При приближении такой на первый взгляд «одиночной жертвы» противника будет ждать неприятный сюрприз в виде четырех истребителей Су-27 полностью готовых к схватке в воздухе либо атаке наземной цели.
Те маневры, которые выполняются во время показов на предельных режимах, также могут производиться и в воздушном бою.

- Сопутствующий вопрос по предельным режимам. Правда ли, что при полетах на сверхзвуковой скорости красивую окраску с самолетов буквально «сдувает»?

- Да, есть такое. Ранее были проблемы с краской, когда те же «Стрижи» осуществляли полеты на практический потолок на сверхзвуке. Сейчас нашли компромисс, приобрели более дорогую краску, которая имеет лучшие характеристики по устойчивости, и плановые вылеты можно осуществлять без прежних проблем.



- В плотном строю группы кому тяжелее летать: ведущему или внешнему, внутреннему или хвостовому ведомому?

- Сложнее и тем, и тем. Нельзя говорить, что ведущим проще, им тоже сложно. Ведущий должен рассчитывать при ведении группы аэродинамические возможности всех самолетов, особенно в смешанных боевых порядках. Каждый самолет имеет небольшие отличия по аэродинамике, технике пилотирования, скорости в верхних точках восходящих фигур. Ведомым сложнее держаться в «колее», особенно замыкающим, приходиться больше перемещаться. Всем сложно.

- Задам вопрос, который уже несколько лет беспокоит общественность и средства массовой информации: пилотажные группы останутся на Кубинке или возможна их передислокация?

- (смеется) В настоящий момент разговоры о передислокации ведутся только в СМИ и сети Интернет. Такие слухи возникли во время нашего переформирования и переподчинения Центра 4-му государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний, находящемуся в Липецке. Ни о каких перемещениях в ближайшее время речи просто не идет. Мы сейчас находимся на Кубинке, планируем и в дальнейшем здесь оставаться.

- Часть аэродрома Кубинка передана гражданским структурам, не мешает ли это полетам «Витязей» и «Стрижей»?

- Это еще один миф, созданный средствами массовой информации. Гражданские структуры занимают одну десятую часть площади аэродрома, всего 46 гектаров земли, и на текущий момент никакого негативного или позитивного влияния на нас не оказывают. Они вообще еще находятся на стадии развертывания. Сейчас мы делим воздушное пространство только со 121-м авиаремонтным заводом, летчики которого выполняют полеты по программе летных испытаний Су-25СМ.

- В заключение, хотел бы спросить: какие показательные выступления пилотажных групп запланированы на этот год?

- В этом году будет большая и разнообразная программа показов. Но сейчас нет необходимости раскрывать все наши секреты. Ближайший показ состоится на военно-технической выставке «КАДЕКС-2012», которая пройдет в начале мая в Астане (Казахстан). Еще планируется больше десятка показов, в том числе и к столетию Военно-воздушных сил России.

промо twower декабрь 14, 2014 05:43 73
Разместить за 200 жетонов
Этот пост в основном предназначен для тех посетителей, кто впервые заглянул в мой журнал. Здесь собраны наиболее интересные, с моей точки зрения, материалы данного блога. 1. Интересные обзоры и статьи Армейская форма "цифра" Экипировка горных стрелков ВС РФ Бронеавтомобиль…

  • 1
Отличное интервью. Спасибо!

Хм... Боюсь конечно ошибиться, но вроде это первое твое классическое интервью, которое в ЖЖ опубликовано. Если срочников конечно не считать.
А то что налет в строевых частях больше чем в пилотажных группах - это срыв шаблонов какой-то...:)

В формате интервью до этого, конечно, приходилось общаться с командованием бригад. Я просто удалял "воду" и оставлял только сухую информацию, адаптированную под запись в ЖЖ.

Необходима ли модернизация самолетов Су-27, находящихся в Центре?

- Нужна или нет глубокая модернизация данных машин спорный вопрос. В пределах Российской Федерации можно летать и на тех комплексах, что сейчас имеются. С полетами заграницей сложнее. Когда вылетали в Бахрейн на крайний показ в январе этого года, то во время перелета использовали самолет Ил-76 в качестве лидера группы. Так что модернизация не такая уж значимая проблема.

Если я правильно понял то такая вещь как GPS приемник конструкцией не предусмотрен ?

А с чего Вы решили, что проблема была с навигацией?

ну что ж, начнём, пожалуй

- заклёпки плохо прокрашены
- разве это налёт? вот в нато! это да
- почто машины на аэродроме в камуфляж покрашены? только в рашке такое возможно, лол
- алфальт пузырями

текст не читал, враньё!

Re: ну что ж, начнём, пожалуй

- в некоторые заклёпки можно увидеть свое отражение;
- НАТО - нам не надо. Налёт в Липецке есть у лётчиков боевой части, ЦПАТу достаточно того, что есть. Была бы матчасть - летали бы чаще;
- в рашке не в рашке - а иногда поддерживать окрас машин в хорошем состоянии надо;
- асфальт? :)

Спасибо, очень хорошее интервью.

А где же вопрос:
"Не секрет, что самолёты ЦПАТ свой ресурс выработали и уже продолжительное время летают "на продленке" - это вынужденная мера, чтобы не останавливать плановые полёты. Рано или поздно всем ресурсам (даже продляемым) самолетов приходит конец, и в августе этого года кончается ресурс у всех спарок МиГ-29, а в декабре - у всех боевых МиГ-29. С СУ-27 ситуация ещё печальнее - таких самолётов (конкретной модификации) в строю ВВС в надлежащем состоянии больше нет и взять их негде. Когда матчасть закончит свой ресурс окончательно - часть расформируют? Ведь для такого развития событий особые приказы не нужны, не так ли?"

- но никто и нигде не задаёт такой вопрос. На него ведь нельзя дать шаблонный, "плановый" ответ...

Re: ресурс

А где ж вы были, когда я предлагал задавать интересующие вопросы http://twower.livejournal.com/768243.html? Я не фанат пилотажных групп и не слежу за техническим состоянием их машин.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Налет какой-то уж очень низкий. У них он выше должен быть, чем в строевых частях, по идее. Фигово

Выше, чем в строевых - он им не нужен.
Но однозначно нужен выше того, какой есть у них сейчас.

Спасибо, очень содержательное интервью.

Я, однако, и не думал, что всё так печально... :(

Интервью без фанфар и причитаний, ЧТО именно "так печально", расшифруйте.

это точно

И всё идёт к тому, что неразрывная история врядли светит. :(

По моему ЦПАТ линейный в составе мегацентра харчевского. И номера 237 у него нет. Писали же в прессе - что 237 гв.цпат расформирован и стал линейным.

Пост правильный, помещу сайт в избранное.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account